«Ведьмы» из «Дунькиного полка». Как советские летчицы стали ужасом для фашистов
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L2ltZy0yNzMyLmpwZWc.webp?w=1920)
Гитлеровцы называли этих девушек «ночными ведьмами»: в темноте они прицельно бомбили немцев и мастерски уходили от огня вражеской ПВО. Как появился прославленный полк, на каких машинах летал, что делал во время затишья и как расшифровывается прицел ППР — обо всем этом в материале 360.ru.
«Дунькин полк»
Осенью 1941-го легендарная Марина Раскова смогла добиться создания женских боевых авиаполков и приступила к их формированию.
Лучшего наставника трудно было себе представить: летчица уже состояла в тройке первых женщин — Героев СССР за рекордный беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток на АНТ-3.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L25vY2gtdmVkMTQuanBn.webp?w=1920)
Командиром 588-го ночного бомбардировочного полка назначили капитана Евдокию Бершанскую. К тому времени она, 29-летняя (всего на год младше Расковой), уже была опытным пилотом и хорошим организатором.
Под началом Бершанской к концу обучения были 115 девчонок от 17 до 22 лет. Кстати, механиками в полку тоже служили женщины.
Авторитет Бершанской был беспрекословен. Все самолеты содержались в безукоризненном состоянии, а летчицы постоянного повышали свое мастерство. Начальник полка лично руководила ночными полетами, а по утрам тщательно разбирала их с подчиненными.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L25vY2gtdmVkMTIuanBn.webp?w=1920)
«Дунькин полк», как шутливо прозвали его бойцы, прибыл на фронт к концу мая 1942-го, а уже 12 июня состоялся первый боевой вылет. Поначалу мало кто понимал, какая грозная сила пришла противостоять захватчикам. Ночами отважные девушки подкрадывались к врагу, забрасывали его бомбами.
Однажды полк не мог вылететь на боевое задание из-за распутицы. Бершанская быстро сообразила, что делать, и они соорудили сборную деревянную взлетно-посадочную полосу. Кстати, капитан была единственной женщиной в РККА, которую наградили орденом Суворова за выдающиеся успехи в деле управления войсками.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L25vY2gtdmVkMTEuanBn.webp?w=1920)
В феврале 1943-го полк переименовали в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознаменный и ордена Суворова полк. Наименование «гвардейский» (его стали присваивать с 1942 года) подчеркивало тот факт, что бойцы проявили героизм, стойкость и мужество.
Интересно
«Ночные ведьмы» били гитлеровцев на Дону, в Ставрополе, Владикавказе, Тамани, Новороссийске, Кубани, Крыму, Белоруссии, Польше — и так до самого Одера.
Чемпионом по ночным бомбардировкам войск противника была гвардии старший лейтенант Ирина Себрова — за всю войну она выполнила 1004 боевых вылета. Едва ли кто в мире мог похвастать таким счетом.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L25vY2gtdmVkMTYuanBn.webp?w=1920)
Да, не все возвращались. Парашютов до середины 1944-го у девушек не было, так что все изначально понимали, на что идут. Но шли.
А те, кто выжил, снова вставали в строй наперекор судьбе, как штурман-стрелок Хиуаз Доспанова: после тяжелых травм и II группы инвалидности она опять стала летать и встретила Победу под Берлином.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L25vY2gtdmVkMTUuanBn.webp?w=1920)
Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека, еще девять летчиц погибли от ран. После войны комиссар полка Евдокия Рачкевич разыскала могилы всех погибших однополчан.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L25vY2gtdmVkMTMuanBn.webp?w=1920)
Как появились «Ночные ведьмы»
Летали девчата на многоцелевых бипланах У-2, впоследствии переименованных в По-2. Эти машины называли кукурузниками: в мирное время они работали в селах, перевозили почту, возили пассажиров.
Самолеты на деревянном каркасе с фанерной и полотняной обшивкой, словно пешком, неспешно брели по небу.
Интересно
Легкие в управлении, одна за другой открытые кабины для пилота и штурмана. Никакой защиты от пуль, без радиосвязи и парашюта, маломощный мотор, из которого можно было выжать максимум 120 километров в час. Даже прицелов не было, летчицы смастерили их сами и назвали ППР — «проще пареной репы».
Немцы поначалу откровенно смеялись над кукурузниками и называли их «русской фанеркой». Однако быстро выяснилось, что у именно в этом и крылось преимущество По-2: конструкция из дерева и фанеры выдерживала сотни попаданий и изрешеченные пулями самолеты возвращались на родные аэродромы.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L25vY2gtdmVkMjEuanBn.webp?w=1920)
Поначалу немцы прозвали бомбардировщики «ночными фельдфебелями» — те, словно старший унтер-офицер, постоянно будили в ночи гитлеровских солдат. Потом появилось прозвище «железный Густав»: самолеты так мастерски уходили от огня зениток, что казались неуязвимыми. Они начали вселять ужас в оккупантов.
Когда стало известно, что за штурвалами сидят женщины, летчиц назвали «ночными ведьмами». Тем более что перед пикированием на вражеские позиции они отключали моторы и планировали, так что слышен был лишь шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L2ltZy0yNzMwLmpwZWc.webp?w=1920)
Но это был не единственный трюк. Когда не могли оторваться от преследования, девушки делали вид, что машина подбита, садились и переворачивали легкий биплан брюхом вверх. Вражеские пилоты видели поверженный биплан и возвращались восвояси, а «ведьмы» снова переворачивали По-2 и улетали.
Кстати, бомбового отсека у машин не было, и снаряды подвешивали прямо под брюхо самолетов — в среднем 150-200 килограммов. Если учесть, что за ночь летчицы успевали сделать несколько вылетов, они «выполняли план», как большие бомбардировщики.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L25vY2gtdmVkMTguanBn.webp?w=1920)
«Ночные ведьмы» после войны
После Победы кто-то из «ведьм» остался служить в армии, кто-то пошел преподавать, некоторые отправились учиться. Например, начштаба полка кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны I и II степеней Ирина Ракобольская стала профессором кафедры космических лучей и физики космоса МГУ.
Герой Советского Союза командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка майор Евгения Жигуленко, на счету которой 773 ночных боевых вылета, в мирной жизни служила штурманом на Дальнем Востоке, а с 1955 года уволилась в запас, осела в Сочи и много сделала для этого города и его жителей.
И вдруг, уже разменяв полвека, неожиданно сорвалась в Москву, а в 56 лет окончила режиссерский факультет ВГИКа. Спустя еще пять лет, в 1981-м, сняла фильм «В небе „Ночные ведьмы“».
Видимо, чувствовала, что рассказать эту историю — их историю! — больше некому. Консультантом картины выступила Евдокия Бочарова.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L25vY2gtdmVkMTcuanBn.webp?w=1920)
Актер Станислав Садальский рассказывал, что художник-постановщик второго фильма Жигуленко — «Без права на провал» — Сергей Бочаров уговорил легендарных героинь позировать ему для группового портрета. Но летчицы поставили свое условие: чтобы все они были на картине молодыми и красивыми. Живописец пообещал.
Это была уже вторая попытка изобразить «ведьм». Первая сорвалась в 1955-м: тогда некий заслуженный художник выставил портрет без разрешения героинь. Тем работа не понравилась, и они потребовали убрать ее. А когда не послушались, фронтовички явились на вернисаж и попросту повырезали каждая себя из картины ножницами.
Но Бочаров рискнул, к тому же он сдержал обещание. На картине было два портрета: на переднем плане — уже вполне взрослые героини с наградами, а сзади — групповое фото их, юных девчонок, в военной форме. Работа понравилась «ведьмам». Позже картину приобрел Центральный дом авиации и космонавтики.