Любителям гонять — кикшеринг по биометрии. Как Москву готовят к эксперименту с самокатами
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMjQwOTA5LWdhZi1ybDA0LTAwNy5qcGc.webp?w=1920)
С превышением скорости при езде на арендных электросамокатах предложили бороться новым путем — ввести биометрическую идентификацию. Хочешь гонять быстро — будь добр, предоставь такие данные. Не хочешь — катайся помедленнее. Эксперимент могут запустить в Москве в 2026 году. В нюансах реализации разбирался 360.ru.
Для какой скорости потребуется биометрия
Инициативу с введением идентификации по биометрии для быстрой езды на электросамокатах, электровелосипедах и других средствах индивидуальной мобильности обсуждали на совещании в Госдуме еще 15 марта.
Предполагается, что скорость езды на СИМ разделят на низко- и высокорискованную. Для катания с высокой степенью риска планируется установить скоростные рамки от 12 до 25 километров в час. В этом случае биометрия должна быть обязательной.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMjQwMzI2LWdhZi11MDMtMDg0LmpwZw.webp?w=1920)
Водителям, которые хотят кататься с меньшей скоростью, такая идентификация не потребуется. Эксперимент предлагается провести в Москве в 2026 году, с начала сезона электросамокатов, уточнили принимавшие участие в совещании источники РБК. Рекомендацию о подготовке условий для этого направили в правительство.
Зачем пускать на самокат по биометрии
Куратором совещания выступил первый зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, технологиям и связи Антон Ткачев. В беседе с 360.ru депутат уточнил, что возможность ограничения скорости в определенных зонах у арендных самокатов есть и этот функционал успешно работает уже некоторое время, поэтому сложностей для реализации с технической точки зрения быть не должно.
«С техническим функционалом именно арендных самокатов на сегодняшний день вопрос решен. На программном уровне они затормаживаются и не разгоняются больше определенной скорости в определенных зонах. Это внедрено и как минимум уже два года точно работает», — уточнил он.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMjQwNDE1LWdhZi1yazM5LTAyOC5qcGc.webp?w=1920)
Кроме того, продолжил Ткачев, идея с биометрией обусловлена не только вопросом регулирования скоростного режима, но и с возможностью иметь способ более точной идентификации пользователя.
«Потому что, к сожалению, мы часто видим, что пользуются чужими аккаунтами несовершеннолетние дети, а биометрия — как раз один из способов отрезать такую возможность для езды на самокате», — добавил собеседник 360.ru.
Отдельно депутат отметил, что при внедрении такой системы важно будет не создать сильную нагрузку на сам бизнес, а также не вызвать негативную реакцию у клиентов. Для кикшеринговых компаний могут рассмотреть какие-то льготные условия по использованию биометрической системы, чтобы эксперимент проходил с минимальными затратами для них.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMjUwMjI2LWdhZi11MzktODA5LmpwZw.webp?w=1920)
«Компаниям нужно будет интегрировать регсегмент Москвы, так как эксперимент планируется в столице. Бизнес принимал участие в обсуждении темы. Проговаривалось, что речь идет о возможности, но не об обязательстве», — указал Ткачев.
То есть если человек захочет воспользоваться биометрией — пусть воспользуется, нет — значит, нет, но надо сделать так, чтобы он захотел, как раз на этот момент прорабатывается, что от такой идентификации человек получит больше.
Антон Ткачев
Введение новых правил уронит спрос?
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров в комментарии РБК при этом не исключил, что предоставление биометрии для быстрой езды несколько ограничит спрос.
«Логика законодателей, с одной стороны, понятна. Она обусловливает резкое снижение мотивации нарушать ПДД и создавать опасные ситуации. С другой стороны, необходимость отдельного формата регулирования СИМ по сравнению, например, с каршерингом вызывает вопросы», — констатировал эксперт.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMjQwNzI4LWdhZi11MzktMTkyNi5qcGc.webp?w=1920)
Основатель компании транспортного консалтинга InnovaTransport Алексей Смирнов с предположением о возможном снижении спроса не согласился. По его мнению, инициатива не сможет повлиять на него существенно.
«Среди пользователей всегда будут те, кто нарушает правила, и те, кто их соблюдает. Большинство — это добросовестные участники дорожного движения, и для них введение биометрии не станет серьезным препятствием. Появится дополнительный шаг, который необходимо будет пройти», — пояснил собеседник РБК.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80L3JpYS04ODc5NDMxbHIuanBn.webp?w=1920)
Но тут стоит учитывать, что для многих это уже привычное дело — люди пользуются самыми различными биометрическими сервисами и не делают из этого трагедии.
«В конечном итоге все просто пройдут биометрическую регистрацию и продолжат пользоваться кикшеринговыми самокатами. Конечно, найдутся те, кто откажется, но таких точно не большинство», — резюмировал эксперт.
В Whoosh, «Яндексе» и «МТС Юренте» на запросы издания о возможном эксперименте в 2026 году отвечать не стали.