🚘 Готовь шины летом. Когда лучше всего переобувать машину
Автоэксперт Попов объяснил, почему не стоит покупать подержанную зимнюю резину
С наступлением заморозков или, наоборот, оттепели каждый заботливый автомобилист задумывается о сезонной замене колес. По данным СМИ, московские сотрудники ЦОДД уже призывают переходить на зимние шины, ведь обычно резину стоит менять при установившейся среднесуточной температуре пять-семь градусов выше нуля. «360» собрал главные рекомендации для водителей.
Когда менять резину на зимнюю: закон и нюансы
С начала осени 2023 года в силу вступил новый закон о смене сезонной резины. Так, если водитель вовремя не успел «переобуть» свой транспорт, он получит штраф.
Зимой, с декабря по февраль, запрещено использовать летние шины, а с июня по август — зимние. Правила коснулись легковушек и небольших грузовиков до трех с половиной тонн.
Кроме того, с 1 сентября в России официально запретили использование автомобилей с покрышками не по сезону. За установку не соответствующих требованиям шин и стертую резину, которая не отвечает характеристикам ТС, предусмотрели штрафы от 500 рублей.
По Техническому регламенту сроки использования шин следующие:
— летние шины (без маркировки М+S — колеса, подходящие для езды по грязи и снегу) — с марта по ноябрь;
— зимние шипованные шины (с маркировкой М+S) — с сентября по май;
— зимние нешипованные шины (с маркировкой М+S) — весь год.
Независимый автоэксперт Дмитрий Попов отметил в разговоре с «360», что точного дня, когда нужно сменить резину, никто не назовет. По его словам, при переходе на любые сезонные колеса будет период, во время которого нужно проявлять осторожность на дорогах.
Помимо технических предписаний, необходимо учитывать, какая на улице температура. Если она колеблется от плюс пяти до плюс семи градусов, эксперт рекомендовал «переобуваться». При такой погоде можно в любой момент ожидать заморозков, гололеда, снега.
Во время первых дневных и ночных заморозков и температуре ниже нуля резину нужно менять как можно скорее, ведь ездить на летних шинах становится опасно для жизни.
И не забываем, что с 1 декабря по 1 марта использование зимних колес — теперь обязательное условие.
Дмитрий Попов
независимый автоэксперт
Можно ли поставить зимнюю резину раньше рекомендованных сроков
Зимние и летние шины различаются не только протекторами, но и температурным режимом, напомнил «360» вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр.
«Зимняя резина при теплой погоде становится очень мягкой, так как рассчитана на низкие температуры. Тормозной путь становится длиннее при резкой остановке, а сами шины начинают больше „гулять“ по дороге», — объяснил он.
К тому же зимние шины в период плюсовой температуры быстро стираются. В атмосферу и окружающую среду, по словам автоэксперта, попадают мелкодисперсная пыль и сами шипы, которые летят от отработанной резины.
Что такое всесезонная резина и действительно ли она аналогична зимней
Всесезонная резина — это так называемые липучки, уточнил Хайцеэр. Однако собеседник «360» заверил, что эти шины из-за своего температурного режима — не всесезонная резина, а именно зимняя.
У такой резины попросту отсутствуют шипы. Но ее структура, рисунок и состав полностью отвечают запросам зимних шин.
Ян Хайцеэр
автоэксперт
Выбор между шипованной и фрикционной липучей резиной зависит от того, где автомобилист в основном передвигается, заметил Попов. Если за городом, где дорога более обледеневшая и с большим количеством рыхлого снега, то в таком случае подходят шипы.
«В городе дороги обрабатывают противогололедными реагентами, хорошо вычищают улицы и быстро топят лед. При таком раскладе правильнее было бы ездить на „липучках“. Но, к сожалению, у нас в народе сложился стереотип, что нормальное зимнее колесо — только с шипами», — добавил автоэксперт.
Он подчеркнул, что на деле всесезонная резина на очищенных дорогах работает не хуже, чем зимняя.
А вот постоянное движение на шипах по городской дороге — одна из причин образования колеи. Но у нас на фрикционные зимние колеи «переобуваются» пока что примерно 30% водителей.
Дмитрий Попов
независимый автоэксперт
Можно ли ехать на юг на зимних шинах
Автоэксперт напомнил, что около года назад ГИБДД настаивала на обязательство использования зимней резины. Но в разных регионах в одно и то же время температура может сильно различаться.
«Я привел в пример сотрудникам инспекции погоду на 6 декабря, когда вроде бы вся страна должна „переобуваться“ в зимние колеса. Но в этот момент в Краснодарском крае было плюс восемь градусов, а в Ленинградской области уже был минус», — рассказал Попов.
На его вопрос, в какой резине лучше всего ехать на юг, прозвучала рекомендация использовать всесезонную.
Плохо отношусь ко всему, что называют универсальным. Когда все думают, что всесезонная резина — и летняя, и зимняя, я бы сказал наоборот. Она плохая летняя и плохая зимняя.
Дмитрий Попов
Использование всесезонной резины для поездки на юг возможен как вариант. Однако автоэксперт предупредил о том, что нужно крайне аккуратно управлять машиной — водитель должен выбирать скорость исходя из того, как автомобиль ведет себя на дороге.
Так как закон о зимних шинах распространяется на все российские регионы, ехать на юг на шипованной резине можно. Например, в Краснодарском крае автомобилисты должны ездить на зимней резине минимум с декабря по февраль.
Но погодные условия могут быть довольно непредсказуемыми, и, как известно, плюсовая температура иногда попросту «плавит» шины. В таком случае есть два выхода: использование «липучек» либо наличие запасных сезонных колес, допустил автоэксперт Хайцеэр.
Видимо, следует всегда с собой иметь комплект резины в запасе, чтобы переместиться [в другой регион].
Ян Хайцеэр
автоэксперт
К слову, поскольку климатические условия по России различаются, местные власти могут самостоятельно продлевать запреты, касающиеся шин.
Как понять, что зимняя резина приходит в негодность
Срок службы автомобильных шин — довольно относительный показатель. Износ зимней резины можно вычислить несколькими методами.
Рельефный рисунок протектора
Протектор отвечает за сцепление шины с дорогой и тем самым обеспечивает безопасность движения. На новой резине рисунок объемный и рельефный, но во время поездок постепенно изнашивается. Согласно ПДД, когда протектор на зимних шинах стирается до высоты четырех миллиметров, использовать их больше нельзя.
Равномерное истирание покрышек
В нормальных условиях каждая отдельная покрышка стирается равномерно по всей окружности. Но при слишком низком давлении в шинах по краям рисунок на протекторе уже не видно, а в центре он почти новый, при высоком — наоборот, стирается центральная часть протектора. В итоге автомобиль сильнее заносит на поворотах.
Трещины и вмятины
При появлении любых повреждений и деформаций (трещины, грыжи, вмятины) резину необходимо заменить: такая шина может лопнуть во время поездки.
Состояние шипов
Если на резине осталось меньше половины шипов, ездить на ней небезопасно: машина скользит по дороге, а тормозной путь увеличивается. Водитель может сделать перешиповку в автосервисе, но это выгодно, только если сами покрышки новые и протектор на них не стерся. Иначе придется тратить время и деньги на повторную ошиповку, а потом все равно покупать новую резину.
Какие зимние шины лучше выбрать: новые или б/у
Если задуматься о безопасности дорожного движения и всевозможных рисках при вождении, то подержанная резина — самая худшая идея из всех, подчеркнул Попов.
«Мы не знаем, какая у нее была эксплуатация, в каких условиях ее хранили и как ремонтировали. Обращаю внимание: шины „стареют“, утрачивая свои технические свойства. Кроме того, когда шины не в ходу, их может поедать грибок, который питается резиной», — предупредил он.
По словам автоэксперта, тезис о том, что российский рынок покинули многие зарубежные производители шин, — в некоторой степени заблуждение. Например, после ухода финской марки Nokian некоторые модели подешевели почти на 12%.
Более того, их до сих пор делают на том же самом заводе под Санкт-Петербургом, но теперь под другим названием — Ikon Tyres.
«Это точно такая же резина, как Nokian. Многие иностранные бренды производили колеса в России. И, уходя с рынка, оставили после себя смесевые составы и конструктивные решения. Поэтому отечественные шины вполне себе неплохие», — уточнил Попов.
Чтобы обезопасить себя от неожиданных «сюрпризов» подержанных шин, лучше приобрести новую резину. Покупать колеса б/у точно не нужно, заключил собеседник «360».