Учителя по призванию, а чиновники — по вызову?
Писатель Беседин: учитель — профессия по призванию, но только в идеальном мире
Министерство образования Оренбургской области заявило РИА «Новости», что появившаяся в СМИ информация о призывах главы регионального ведомства Алексея Пахомова не повышать жалование учителям «не соответствует действительности». На видео, опубликованном в соцсетях, министр говорит: «Выровнять всем зарплату и сделать ее московской — произойдет то, что у нас в систему образования <...> пойдут за длинным рублем, а не за тем, что есть призвание детей учить». О чем еще размышлял Пахомов и действительно ли педагоги обязаны трудиться по призванию — в колонке писателя Платона Беседина для «360».
Далее — прямая речь.
Вместо эпиграфа. На входе в Стелленбосский университет, это в ЮАР, есть табличка с такими словами: «Уничтожение нации не требует использования ядерных бомб или ракет. Достаточно снизить качество образования и разрешить обман при сдаче экзаменов. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания рушатся от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов. Справедливость утрачивается в руках таких прокуроров и судей. Крах образования — это крах нации».
А теперь, собственно, к мыслям о России. На этот раз новость пришла к нам из Оренбуржья, где высказался местный министр образования Алексей Пахомов.
СМИ и социальные сети выхватили, подсветив лишь часть высказывания этого замечательного, понимающего человека. Ту часть, которая звучит так, прочтите внимательно: «Выровнять всем зарплату и сделать ее московской — произойдет то, что у нас в систему образования пойдут за длинным рублем, а не за тем, что есть призвание детей учить». В сухом остатке это, вероятно, означает следующее: учителя должны работать за копейки и за идею.
Однако, и это важно отметить, внимания заслуживают размышления министра в целом. Ведь он не только говорит о том, что учителям повышать зарплату не нужно, но и поддерживает инициативу привлекать к преподаванию в школах ранее судимых граждан.
Действительно, если все будет продолжаться в том же духе, то преподавать станут бывшие зэки. Надо ли объяснять, к чему это приведет в итоге?..
Неизвестно, кто первым постановил, что учителя должны выбирать профессию по призванию, должны трудиться за идею. В массы эту благородную мысль запулил Дмитрий Медведев. Помните знаменитое: «Хочешь заработать — иди в бизнес».
Со временем этот тезис мутировал и принял совсем патологичные формы. Как, например, у министра образования Оренбургской области. Удивительно, но этим господам и дамам даже в голову не приходит связывать происходящие беды с тем, что творится в образовании.
Да, учитель, безусловно, профессия по призванию. В идеале. Однако учитель не существует в сферическом вакууме. Он должен есть, лечиться, одеваться — для этого ему нужны деньги.
Сможет ли он прожить на заявленные 35 тысяч рублей? А если у учителя дети, тогда что? Кстати, на сколько живет сам министр и работает ли по призванию? Но это лишь видимая часть айсберга.
Суть в том, что учитель должен постоянно образовываться, дабы быть примером для остальных — читать книги, ходить в театры. На это, в общем-то, тоже необходимы средства.
Главная трагедия лежит в области авторитета. Многие современные дети размышляют так: нет у училки айфона — она кто такая вообще? Это продолжение известной логики «если ты умный, то чего такой бедный?».
Годами и десятилетиями задавалась такая система координат, в которой успех между людьми значит не просто много, а практически все, и ради него можно совершать самые жуткие вещи. Количество денег, количество лайков, степень власти — вот те критерии, по которым маркируется и определяется сегодня человек.
Это не система призваний, смыслов, идей, нет. Так, простите, как можно вписать в такое существование учителя, который задавлен отсутствием денег?
При этом именно педагогам — и школьным учителям, и воспитателям в детских садах — доверяют главное — детей. Родители все больше дистанцируются от воспитания и образования. Знаю как член родительского комитета. Итог — учитель отвечает за все. Ему, в принципе, некогда вздохнуть, когда он, как грудами хлама, завален бессмысленной бюрократией. Ему тяжело, подчас невыносимо даже. Поэтому школы-то кое-где новые строят, но вот педагогический состав туда набрать не могут. Мало кто хочет погружаться в такие условия труда…
Это, в общем-то, очевидные вещи. Чиновники, те, кто наверху, не могут их не понимать. Однако… мало того, что ситуация не меняется, так еще появляются министры, которые фонтанируют чем-то жутким, унижающим само человеческое достоинство, создающим пропасть между тем самым народом и государством.
Делается страшно за детей, а следовательно, и за будущее. А ведь такой подход как раз-таки объясняется тем, что люди, отвечающие за образование, не думают о будущем. Есть только хапанье в настоящем и бесконечные глупые споры о прошлом. Результат?..
И хорошо, конечно, если бы после очередного такого министерского эпоса мы увидели реакцию. В том числе повышение зарплат учителям и воспитателям детских садов в Оренбуржье, да и в других регионах, а затем, наконец, улучшение и развитие всей российской системы образования.
Да, да, знаю, мечтать не вредно… Так что заканчиваю тем же, с чего и начинал — очевидным: «Крах образования — это крах нации».