Цены подрезали крылья. Почему российский перевозчик остался без самолетов Airbus
Российская авиакомпания Red Wings аннулировала контракт на поставку шести самолетов Airbus A220-300. Борта должны ожидали из Канады по договору лизинга, однако компания вынуждена была заблокировать сделку. Причина кроется в высокой стоимости лайнеров, сходятся во мнении участники рынка. Сможет ли перевозчик и дальше выполнять полеты с существующим количеством самолетов в авиапарке, разбирался «360».
Авиакомпания Red Wings отказалась от эксплуатации шести самолетов Airbus A220-300. Лайнеры должны были прибыть из Канады, где находится один из заводов британского авиастроительного концерна. Об отмене поставок «Коммерсанту» рассказал гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев. Он подтвердил, что компания была вынуждена «выйти из проекта». При этом называть изданию причину аннуляции контракта на поставку бортов глава авиалиний не стал.
Между тем собеседники «Коммерсанта» предположили, что отказаться от лайнеров компанию вынудила Росавиация, которая не дала сертификацию на полеты данных самолетов. Источник издания в отрасли рассказал, что ведомство приняло подобное решение из-за недавних разногласий с канадским регулятором Transport Canada Civil Aviation (TCCA). Накануне организация отказала в сертификации российскому самолету SSJ 100 и вертолету «Ансат».
Впрочем, в пресс-службе Росавиации «360» рассказали, что проблемы с поставками не связаны с вопросами сертификации бортов. «Заказчиком самолетов А220-300 в России выступает авиакомпания Red Wings, однако, по имеющейся информации, у перевозчика в настоящее время возникли сложности с лизинговой компанией по условиям поставки самолетов, никак не связанные с вопросами сертификации», — отметила в беседе с «360» советник руководителя Росавиации Елена Михеева.
В России пока ни одна из авиакомпаний не использует Airbus данной модификации. Борт выпускается в Канаде и входит в серию Bombardier CS300. Лайнер способен выполнять полеты на дальность до четырех тысяч километров и одновременно перевозить до 120 пассажиров. Начиная с 2013 года самолеты широко используются европейскими перевозчиками, в числе которых AirBaltic и Swiss Airlines. Борт по техническим характеристикам сравним с Boeing 787 Dreamliner, который также сейчас успешно завоевывает мировые рынки.
Неподъемная стоимость
Между тем в компании Red Wing отмечают, что из-за отмены поставок перевозчик не сможет в текущем году осуществлять часть полетов. «Мы рассматривали новые маршруты под этот тип самолетов, но продажу на них не открывали», — говорит перевозчик. Также компания уже провела обучение персонала по управлению новыми лайнерами — и восполнить эти расходы теперь не представляется возможным для перевозчика.
Сейчас в парке авиакомпании насчитывается порядка 12 лайнеров: четыре Airbus A320 и восемь Airbus A321. Кроме того, компания рассчитывает получить в ближайшие пару месяцев еще четыре Airbus A321. При этом незадолго до аннуляции контракта с канадцами перевозчик вывел из эксплуатации все пять находящихся в его парке отечественных самолетов Ту-204. Отказ от бортов в компании объясняли сложностями в эксплуатации лайнеров и разногласиями с лизинговым партнером.
Несмотря на не самый масштабный парк лайнеров, Red Wings входит в топ-10 крупнейших в России перевозчиков, отмечают опрошенные «360» эксперты. За прошлый год компания обслужила 1,6 миллиона пассажиров, что на 65% больше показателя предыдущего года. Причем в этом году перевозчик намерен увеличить этот показатель вдвое — до 3,2 миллиона человек.
По мнению главы аналитической службы «АвиаПорт» Олега Пантелеева, аннуляция контракта произошла по экономическим соображениям. При этом при расторжении сделки перевозчик не понесет значительных потерь, так как обязательство провести сертификацию традиционно лежит на производителе, соответственно, прямой вины Red Wings в разрыве контракта нет. «Все дело в высоких ценах на лайнеры. Эксплуатация этих самолетов едва ли будет выгодна в стране в нынешней экономической ситуации. Дело в том, что подобные машины не эксплуатируются у нас, фактически Red Wing приобретала бы штучный товар, который требовал бы больше затрат на обслуживание и переобучение персонала. Вкупе с высокой отпускной стоимостью борта использовать их в России вряд ли рационально», — отметил собеседник «360».
По оценкам опрошенных «360» экспертов, каталожная цена Airbus A220-300 составляет порядка 90-92 миллионов долларов, а стоимость всей серии равняется 550–570 миллионам долларов, в зависимости от размера предоставленной производителем скидки.
Тем не менее отказ от судов в преддверии высокого летного сезона может негативно отразиться на финансовых показателях перевозчика, считает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. «Перевозчик не сможет оперативно найти новые борта, чтобы компенсировать убытки от несостоявшейся сделки. На поиск и покупку бортов может уйти не один месяц, поскольку сначала компания создает бизнес-план, стратегию и прорабатывает возможные маршруты и уже затем ищет под эти цели подходящие лайнеры. Сделать это моментально невозможно, а любой простой приводит к упущенной выгоде перевозчика», — объясняет собеседник «360».