Скандальное Евровидение. Оправданна ли победа Лоуренса и мог ли Лазарев стать первым?
18 мая 2019 года стало известно, что белорусское жюри не сможет озвучить оценки участникам финала Евровидения. Решение об отстранении было принято Европейским вещательным союзом. Причина проста: члены коллегии не сумели сдержать эмоций и поделились с журналистами информацией, как они голосовали во время первого полуфинала. До завершения финальной части конкурса они не имели права делать этого. Это главный, но далеко не единственный скандал, который разгорелся на Евровидении в этом году.
Украинская проблема
Украинская исполнительница Maruv (Анна Корсун) победила в национальном отборе, но в Тель-Авив не поехала. Национальная общественная телерадиокомпания Украины (НОТУ) решила, что отстранит певицу из-за гастролей в России. Корсун был передан договор, по которому она должна была отказаться от выступлений на территории Российской Федерации.
Maruv дали сутки на раздумья, но девушка отказалась подписывать контракт, так как увидела в нем целенаправленное давление. Она была готова отказаться от концертной деятельности в России и даже оплатить свое участие в Евровидении. Но согласовать все детали с НОТУ все равно не удалось. В официальном комментарии было сказано, что стороны «не нашли общего решения относительно миссии» Анны Корсун на песенном конкурсе.
Для участия в Евровидении от Украины были рассмотрены и другие финалисты и полуфиналисты национального отбора. Большая часть из них отсеялась, так как не смогла правильно (по мнению НОТУ) ответить на вопрос, «чей Крым?», и с той или иной периодичностью выступает в России.
После отказа Maruv представлять страну было предложено лидерам национального отбора: группам Freedom Jazz, Kazka, Bunettes Shoot Blondes. Один за другим они тоже отказались. В результате организаторам Евровидения было отправлено сообщение, что Украина не будет принимать участия в песенном конкурсе в 2019 году. И, возможно, в 2020 году тоже, если вдруг победит российский исполнитель Сергей Лазарев и следующее шоу пройдет в России.
«Дубль» от Нидерландов
Победителем в 2019 году стал представитель Нидерландов Дункан Лоуренс, но его результаты могут быть аннулированы. Пользователи соцсетей услышали в его конкурсной песне что-то до боли знакомое. Оказалось, что композиция Arcade бродит по YouTube еще с 2017 года. Этот факт является прямым нарушением одного из правил: песня обязательно должна быть новой, коммерчески выпущенной не раньше 1 сентября 2018 года.
Продюсер Лоуренса незадолго до финала сообщил, что над композицией работали много месяцев, был создан ряд версий и аранжировок. Член российского жюри Евровидения Лора Квинт заявила, что Лоуренс вполне имел право на исполнение Arcade, так как песня была видоизменена и доработана.
Это далеко не единственные спорные моменты, которые сопровождали европейский конкурс в этом году. Свой взгляд на Евровидение-2019 представили «360» музыкальные эксперты.
Артемий Троицкий
Музыкальный критик Артемий Троицкий заявил, что ничего особенного во время Евровидения и не произошло.
«Песня победила ужасная — как обычно. Музыки хорошей не было — как обычно. Из каких-то положительных вещей я могу отметить, во-первых, чудеса всяческой съемочной и компьютерной технологии были продемонстрированы на этом конкурсе. Я имею в виду то, как визуально решены некоторые номера. В частности, австралийский. Это было удивительно. Я считаю, что работники Евровидения проявляют гораздо больше фантазии в плане визуального оформления, чем в плане музыки и всего остального. Ну хоть картинка интересная», — отметил Артемий Кивович.
Вторым положительным моментом он назвал попытку некоторых исполнителей (например, из Исландии, Италии, Франции) поднять серьезные темы.
«Было несколько песен, которые выходили за рамки традиционного убогого набора Евровидения в стиле сентиментальных баллад или какие-то песенки типа Feel Good для поднятия настроения. Были какие-то композиции чуточку более серьезные. Жаль, что итальянец не победил. По-моему, это было бы очень правильно», — заявил музыкальный критик.
Он признался, что еще до старта полуфиналов оценил ставки на тотализаторе и удивился, что более 50% отдают победу голландцу:
«Артист малахольный, песня ужасная. Я, боюсь, не понимаю в принципе, чем руководствуются люди, голосуя в конкурсе Евровидение. С другой стороны, я предсказал еще до конкурса, кто займет последнее место. И был абсолютно прав. Это англичанин. Как я увидел это несчастное прыщавое создание с ножками иксиком, я тут же понял: „Вот это будет последнее место“. Насчет первого у меня никаких соображений не было. Ну вот, получился этот голландец, с какой стати — я понятия не имею, потому что абсолютно бездарная песня, исполненная какого-то пафоса, но при этом совершенно бессмысленная. Как, собственно говоря, у третьего места — российского певца Сергея Лазарева. Я послушал — там смысла нет вообще. Песня, абсолютно не несущая никакой смысловой нагрузки».
Троицкий отметил, что занимается музыкой и это совсем не про Евровидение. И все же он попытался отыскать какие-то позитивные моменты в этом конкурсе вообще и шоу этого года в частности.
«Если попробовать увидеть хоть какой-то позитив в конкурсе Евровидение: я бы сказал, что этот конкурс активно занимается пропагандой европейской толерантности, в частности, всевозможных сексуальных меньшинств. Необязательно только геев и лесбиянок. Сейчас это еще и БДСМ в виде исландцев. И какие-то эти еще трансгендерные фишки… Ну это еще и раньше было: Кончита Вурст и украинское еще существо среднего пола. Эта тематика меня сильно завораживает. В этом смысле конкретно для России этот конкурс довольно полезен. По этой же причине (в этом году, кажется, такого не было), если все в России будет происходить таким же образом, как оно происходит в последнее время, предполагаю, против следующего выпуска Евровидения в РФ будут сформированы очень мощные лобби в лице сторонников закона об оскорблении чувств, сторонников закона о запрете пропаганды гомосексуализма и так далее. Потому что надо прямо сказать, что пропаганда гомосексуализма на Евровидении — одна из его главных отличительных черт. Будем надеяться, что консервативное лобби потерпит неудачу», — подытожил музыкальный критик.
Денис Ступников
Музыкальный обозреватель Денис Ступников признался, что целиком конкурс не посмотрел.
«С каждым годом, на мой взгляд, конкурс Евровидение становится не то чтобы более ангажированным (хотя и это тоже), а происходит его полная профанация. Он теряет то значение, которое, возможно, когда-то имел для мира музыки, например, во времена ABBA и так далее. Сейчас он превращается в какой-то междусобойчик непонятный. Люди приезжают туда расслабиться, потусить, освободиться от гнета условностей. А музыка, скажем так, становится фоном, который либо есть, либо нет. На это уже не очень обращается внимание. И вот кандидатура победителя это мнение полностью подтверждает. Не было там особого ни шоу, ни каких-то выдающихся вокальных данных, ни актерских навыков у победителя. Что-то вышел, что-то побренькал под гранд-пиано и стал победителем. И действительно, лучше выдумать не могли. Показали полностью прикладное значение музыки этим самым результатом. К настоящему искусству это не имеет никакого отношения», — убежден Ступников.
По мнению эксперта, Россия легко могла бы повторить успех Лоуренса, «если это можно назвать успехом». Есть ли в нашей стране такого же формата исполнители? Безусловно, да.
«Есть даже лучше по вокальным данным и по тому же самому артистизму. Но каждый год меняются эти тенденции. Не стоит относиться к Евровидению серьезно. Я считаю, если в этом участвовать, то идти выйти и сыграть на эпатаже. Например, „Ленинград“ послать, как многие говорят», — заявил музыкальный обозреватель.
Он считает, что Лазарев теоретически вполне мог претендовать на первое место, но свою роль сыграла непредсказуемость самого Евровидения.
«Нужно попасть в струю, но с чем, как попасть и зачем — непонятно. Сергей Лазарев — сильный исполнитель, но полностью форматный. У него все достаточно предсказуемо: выйти, сделать песню, скроенную по каким-то лекалам, и показать шоу, от которого все ахнули бы», — заключил Ступников.