«Риски минимизированы». Транспортировка «Троицы» в Сергиев Посад оказалась безопасна

Ректор Института христианской психологии Андрей Лоргус: риски транспортировки «Троицы» были минимизированы

Фото: РИА «Новости»

Икону «Троица» доставили в Сергиев Посад для богослужений в честь 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на опасения сотрудников музеев, произведение искусства осталось в сохранности. По мнению искусствоведов, всю транспортировку провели с соблюдением правил.

Икону «Троица» перевезли в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры в честь празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Ее доставили по ходатайству патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он назвал икону великой святыней и напомнил, что «Троица» помогла Руси стать великой державой. Прихожане лавры могут увидеть икону 17 и 18 июля.

Икона, написанная Андреем Рублевым, хранилась в Третьяковской галерее с 1929 года. Руководство оценило риски, связанные с транспортировкой, и удовлетворило запрос Русской православной церкви.

По данным Telegram-канала Третьяковской галереи, транспортировку провели с соблюдением всех необходимых предосторожностей. В лавре икону поместили в капсулу, которая обеспечивает необходимый для нее климат. На следующей неделе «Троицу» вернут обратно в галерею.

В СМИ распространилась информация о том, что сотрудники галереи были против вывоза «Троицы» в Сергиеву лавру. Однако Министерство культуры РФ опровергло эту информацию. Ведомство заявило, что для перевозки создали специальную комиссию, которая должна была обеспечить сохранность иконы, написанной в XV веке, писал сайт lenta.ru.

Сохранение иконы

Иконописец Андрей Рублев написал «Троицу» для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в XIV веке. До Октябрьской революции икона находилась в лавре, а с 1929 года — в Третьяковской галерее. «Троицу» почитают верующие, а искусствоведы рассматривают ее как художественный шедевр, писало РИА «Новости».

По словам лирика Свято-Никольского храма в Отрадном Николая Бабкина, «Троицу» перевезли обратно в лавру впервые с 1917 года. Теперь в день памяти преподобного Сергия Радонежского у верующих есть возможность вместе помолиться перед ней.

«Для верующих это подарок. В праздник преподобного Сергия они смогли увидеть икону, особенно в историческом месте, и это здорово. Даже если человек атеист, он может порадоваться за верующих, потому что они смогли увидеть свою любимую икону там, где она должна быть», — рассказал Бабкин.

По словам священника, сегодня существуют способы для транспортировки произведений искусства, чтобы их увидели как можно больше людей.

В 2008 году Третьяковская галерея отказала церкви в просьбе вывезти икону в Сергиев Посад на праздник Троицы. Тогда сотрудник отдела древнерусского искусства музея Левон Нерсесян сказал, что перевозка произведения искусства будет «практически смертельна».

Опасения были связаны с тем, что икона может повредиться из-за вибраций. Русский православный священник, ректор Института христианской психологии Андрей Лоргус объяснил «360», что из-за движений воздуха красочный слой на иконе может осыпаться.

По словам искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, на расширенном совете, участие в котором приняли представители ведущих музеев России, специалисты высказывали опасения относительно транспортировки иконы, поскольку любые колебания могли вызвать осыпание и отставание грунта.

«В 2007 году ее перевозили на недалекое расстояние из Лаврушинского переулка на Крымский Вал на выставку. И соответственно, после этого возникли проблемы и икона находилась на реставрации в течение года. Поэтому профессиональная общественность высказывала сомнения в возможности транспортировки», — рассказал Миндлин.

По мнению специалистов, возможные опасности удалось предотвратить, поэтому возвращение в собор не навредит иконе. По словам Андрея Лоргуса, Минкульт поставил требования относительно влажности и температуры и они были соблюдены.

«Я думаю, что государственные мастерские сделали этот саркофаг. У них есть опыт, и они же поставили приборы для измерения», — добавил Лоргус.

Специалист отметил, что в Третьяковской галерее икона находилась в специальном шкафу, в котором непрерывно снимали показания влажности и температуры. В таком же положении ее перевезли в лавру. Ради сохранения «Троицы» капсулу не будут открывать.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте