Право на квадрат. Как Ritter Sport и Milka 10 лет делили плитку шоколада
Квадратный шоколад в ярких упаковках узнаваем во всем мире — это Ritter Sport. Продукцию в такой форме компания выпускает уже много лет. Фирма запатентовала квадратную плитку как «трехмерный товарный знак». Это право решил оспорить другой претендент на квадрат — производитель шоколада Milka. Судебная тяжба длилась 10 лет и наконец завершилось. За кем осталось право на квадрат — в материале «360».
«Квадратный, практичный, хороший»
Рекламный слоган из трех слов немецкой марки шоколада Ritter Sport знают во всем мире: Quadratisch. Praktisch. Gut. Свыше 55 видов шоколада, присутствие на рынках сотни стран и огромные годовые обороты. Фирма уже почти сто лет выпускает квадратные шоколадки, которые пользуются большой популярностью.
Такую форму шоколада, как гласит история компании, придумала Клара Риттер в 1932 году. Шоколадка должна была помещаться в карман любой спортивной куртки и не ломаться, а ее вес не отличался от обычной прямоугольной плитки.
Ritter Sport в 1993 году даже оформила эксклюзивное право на квадратную плитку как «трехмерный товарный знак».
Конкурентам это не нравилось. Другой немецкий и не менее известный бренд шоколада — Milka — в 2010 году решил нарушить монополию Ritter Sport и выпустить свою продукцию в квадратной форме.
«Шоколадная война»
Milka обратилась в суд с требованием аннулировать патент Ritter Sport. Основание — нечестная конкуренция. В первом «сражении» Milka одержала верх — право Ritter Sport на квадратный шоколад было аннулировано федеральным патентным судом.
Решение суда было обосновано тем, что квадратная форма — это преимущество, которого лишены конкуренты. Это произошло спустя шесть лет после начала «войны».
:format(webp)/dXBsb2Fkcy9hcnRpY2xlX2ltYWdlcy8yMDIwLzA3LzcyMTgxX2p1ZGdlLTE1ODczMDBfMTI4MC5qcGc.webp?w=1920)
Однако победу Milka праздновала недолго — уже через несколько месяцев это решение отменили. Права на квадрат снова вернулись к Ritter Sport.
Milka, которая сейчас принадлежит Mondelez, не стала сдаваться и обратилась в Верховный федеральный суд.
Последнее решение
По данным BBC News, в Германии нельзя зарегистрировать форму как товарный знак, если она придает «существенную ценность». Но суд постановил, что в вопросе Ritter Sport это не так.
Суд постановил, что покупатели рассматривают квадратную форму шоколада как показатель его качества и происхождения. При этом форма плитки не несет никакой художественной ценности и не влияет на цену продукта.
Таким образом, Верховный федеральный суд и сохранил за Ritter Sport право на ее «трехмерный товарный знак». А значит, на полках в магазинах Германии не может быть другого шоколада квадратной формы.