Первые итоги расследования катастрофы SSJ100 в Шереметьево. К каким выводам пришли эксперты?
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительный отчет по катастрофе Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево 5 мая. В документе поминутно отображены действия пилотов, а также то, как на ситуацию отреагировала конструкция самолета.
18 минут до катастрофы
Согласно отчету, специалисты МАК действительно нашли следы от попадания молнии. После этого автопилот отключился и системы самолета перешли на ручное управление.
В документе утверждается, что, несмотря на потерю связи, пилот оценивал ситуацию как штатную. «Не аварийное, ничего, просто возвращаемся», — объявил он старшему бортпроводнику в 15:12:32. Диспетчер на аварийной частоте дал указание экипажу снижать высоту до 900 метров и разворачиваться, а также спросил о необходимости помощи. На это пилот сказал, что «пока все нормально, штатно».
Установлено также, что SSJ100 три раза прикоснулся ко взлетно-посадочной полосе. К третьей попытке приземлиться стойки шасси уже были частично повреждены. Произошли подлом основных опор шасси и дальнейшее разрушение конструкции самолета с разливом топлива и пожаром. В 15:30:38 лайнер был полностью остановлен, через шесть секунд объявили эвакуацию.
Какие-либо выводы в предварительном отчете МАК отсутствуют.
«То, что они опубликовали, пока еще формальный вариант. Нужно провести эксперименты, провести несколько испытательных полетов, чтобы уточнить, как ведет себя машина в ручном режиме управления в этих условиях, когда отказывают системы по электроснабжению, системы пилотирования, когда сгорели датчики приема информации, когда получился такой коллапс», — прокомментировал публикацию отчета генерал-майор, заслуженный летчик РФ Владимир Попов.
Новые проверки
По его мнению, в отчете не хватает нюансов. Известно, что первая посадка была совершена «на три точки», а значит, самолет, скорее всего, шел на повышенной скорости. По словам Попова, надо посмотреть, как убирались обороты двигателей. Пилоты могли ошибиться и сделать это слишком быстро и резко, а если они сокращали обороты с определенным темпом, то причину нужно искать в другом.
Кроме того, по мнению Попова, следователям обязательно нужно проверить, могли ли стойки шасси пробить бак или трубопровод, по которому поступает топливо. Ведь возгорание началось после того, как произошел разлив топлива, а при ударе металлической части шасси о взлетно-посадочную полосу образовалась искра.
«Если стойка шасси пробивает что-то и уходит через крыло, в этом месте не должно быть ни трубопровода больших размеров, ни самого топливного бака, чтобы обеспечить безопасность. Потому что не исключено — такие грубые посадки случаются, может, и нечасто. Должна быть гарантирована безопасность, чтобы не было возгорания», — подчеркнул Попов.
Действия пилотов
На то, что отчет МАК еще предварительный и будет уточняться, указал «360» и эксперт по безопасности полетов Александр Романов. Сейчас, по его мнению, данные говорят о том, что самолет можно было посадить по обычной процедуре ручного управления. Что помешало пилотам 5 мая, пока не известно.
Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник тоже считает, что самолет можно было посадить. Более того, по его мнению, пилотов необходимо учить сажать судно в любой ситуации.
«Едет автомобиль, у него спустило колесо. Это трагично? Нет. Встал, поменял колесо и поехал дальше. Самолет — очень сложный продукт. Если какая-то часть отказала, при посадке восстановили и полетели дальше, но для этого там сидит экипаж, который должен летать, уметь в любой ситуации привезти самолет на аэродром», — заметил Сытник.
Самолет Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота» вечером 5 мая, при выполнении рейса из Москвы в Мурманск, экстренно вернулся в Шереметьево, где совершил жесткую посадку. При приземлении у него подломились стойки шасси и загорелись двигатели. На борту находились 78 человек, 41 погиб.