Отказ от Болонской системы требует создать новую модель образования. Образцом послужит советский стандарт
Учитель Казаков заявил, что Россия не вернется к советской системе образования
Россия откажется от Болонской системы образования. Переход займет время, но педагоги уверены — пришло время создать новую собственную модель. Советский образец вернуть не получится, но его можно взять за основу.
Регулярные тесты
Россия перешла на Болонскую систему высшего образования в 2003 году. Считалось, что этот шаг осовременит высшее профессиональное образование и даст возможность российским вузам участвовать в зарубежных проектах и программах обмена.
Система предусматривает два уровня обучения: четыре года бакалавриата и два года магистратуры. При этом на каждом этапе студент может учиться на разных направлениях. Методика образования во многом завязана на регулярном тестировании учащихся: вместо стандартных билетов и развернутых ответов на вопросы студентам на экзаменах нужно просто отметить правильные ответы из предложенного перечня. Глубокие знания студента при этом не важны. За каждый тест или задание учащийся получает определенное количество баллов. Их сумма в конце семестра свидетельствует об успехе студента.
Сейчас Болонская система действует в 49 странах, включая Россию. При этом дипломы стран-участниц признаются в других государствах. Однако эта процедура платная. Кроме того, добиться подтверждения свидетельства об образовании можно и не будучи участником Болонской системы, отметил «Коммерсант».
Отказ от Болонской системы
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков заявил, что Россия откажется от Болонской системы высшего образования. Двухуровневый принцип бакалавриата и магистратуры он назвал пройденным этапом.
По словам главы Минобрнауки, будущее страны — за российской уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого обучающегося.
Заслуженный учитель РФ Александр Снегуров поддержал это предложение, заметив, что стоит брать курс на советскую систему. Она более фундаментальная, основывалась на глобальных научных открытиях, а также больше соответствовала психическому устройству и личностным запросам человека.
Средние знания
По словам члена комитета Госдумы по образованию и науке, академика Михаила Берулавы, Россию буквально затащили в Болонскую систему. В беседе с «360» депутат отметил, что на тот момент в стране уже была проверенная и более качественная советская система образования.
«Болонская система дает усредненную сумму знаний. Процесс не направлен на улучшение качества знаний — ответы на тесты можно угадать. Нам обещали, что наши дипломы будут признавать на Западе после того, как мы начнем обучать детей в Болонской системе, но этот процесс не получил развития», — рассказал академик.
Берулава отметил, что в шестидесятые годы прошлого века американцы заявили: «То, что знает Иван, не знает Джонни». В книге What Ivan Knows That Johnny Doesn’t Артера Трэйси сравнивались учебники России и США. Автор резюмировал, что США проиграли русским в первенстве за школьной партой.
Приносить радость
Возможно, вместе с Болонской системой уйдет и ЕГЭ. Академик отметил, что в той форме, в которой экзамен существует сегодня, он больше не может функционировать: все направлено лишь на развитие механической памяти. Это не образование. Поэтому перестройка российской системы коснется не только вузов, но и школ.
«Нет смысла перестраивать кусочки, нужен общий подход, чтобы у нас была мощная система образования, которая учитывает и мировую. Заимствовать оттуда стоит только лучшее и давать детям», — сказал Берулава.
Советскую систему не возродить
Учитель истории и ОБЖ Дмитрий Казаков пояснил «360», что Болонская образовательная система, в которую Россия пыталась влиться на протяжении 30 лет, направлена на выращивание узких специалистов.
«Советская система была направлена на всестороннее развитие личности, сведущей во всех науках и сферах. Она давала широкий спектр знаний. Упор делался на создании научного мировоззрения, коллективизме. Западная модель больше направлена на индивидуализм», — сказал Казаков.
Однако по щелчку пальцев сменить строившуюся десятилетиями систему не получится, отметил учитель. А возврат к советской системе невозможен, так как это требует другой модели общества, его целей и задач, иного типа экономики. Образование всегда отражает те реалии, которые происходят в обществе, объяснил он.
«Это как возродить пионерию — невозможно, у нас нет того государства, где она существовала. Сейчас пытаются создать „Большую перемену“, возможно, что-то получится, но это будут точно не пионеры. Я был бы рад возвращению советской системы образования, она лучше, но без соответствия базису настройка не получится», — подчеркнул Казаков.