Новый метод борьбы с недоливом бензина столкнется с проблемами. Но есть способ избежать обмана
Некоторые российские заправки грешат тем, что наливают в баки автомобилистов меньше бензина, чем было оплачено. С этим решили начать бороться и планируют разрешить Роспотребнадзору устраивать контрольные закупки тайными покупателями. Тех вооружат специальными приборами, фиксирующими точные цифры. Пора ли мошенникам бояться и так ли страшен недолив бензина?
Отвечает Сергей Смирнов,
автоюрист и руководитель отдела расследований журнала «За рулем»
Недоливы, наверное, случаются. Но речь идет, скорее всего, об одиночных АЗС. Они несетевые, так называемые вертикально интегрированные компании — и достаточно серьезные. Но и там встречаются единичные случаи, когда недоливают. Однако если недоливают, то совсем немного, потому что совсем откровенно этим заниматься на сегодняшний момент себе дороже.
Возможно ли такое технически? Наверное, да. Здесь, опять же, что мешает электронику настроить таким образом, чтобы, наливая литр, она показывала — налили на 100 граммов больше топлива.
Конечно, это сейчас контролируется, потому что здесь идет контроль непосредственно собственника. Если речь идет о сетевой компании, созданной по франшизе, то, конечно, владелец франшизы строго контролирует деятельность всех своих клиентов, которые под его маркой торгуют топливом. Все репутационные риски потом сказываются на нем.
Во-вторых, есть Роспотребнадзор, но он не может просто так проверять деятельность хозяйствующих субъектов, как у нас это модно говорить. Для проверки бизнеса необходимо обращение какого-то пострадавшего потребителя. Потребители же в большинстве своем обратят внимание на недостаток бензина, если ему явно недолили литров пять из заявленных и это уже очевидно. Если не хватает 500 граммов — он на это физически не обратит внимания, так уж устроена топливная система транспортных средств. Она не может померить с точностью до грамма.
Проверка надзорными органами могла бы сократить количество преступников или мошенников, которые этим уже занимаются. Но на сегодняшний момент с точки зрения законодательства просто так без заявления нельзя прийти и проверить АЗС. Нужно предупредить: «Друзья мои, мы к вам приезжаем завтра с проверкой, предоставьте нам все необходимые документы». Владелец АЗС говорит: «Окей, приезжайте» — и к этому моменту там все работает уже идеально. Проверяющие уехали — и делай с этой заправкой все что хочешь.
Потом многие считают, что их недостаточно заправили, а на самом деле они забывают, что бак имеет свойство расширяться или сужаться в зависимости от погоды. Еще есть достаточно большой топливопровод, поэтому многие удивляются, если заявлено 50 литров, то почему туда входит 51 литр. Бывает и такое. Сейчас баки не железные, а из специальных пластиковых, полимерных материалов, поэтому погода может влиять на размер. Расхождения не большие, но тем не менее они есть.
Все что касается аппаратуры, если она настроена нормально — ТРК и раздаточные комплекты, — то погрешность может быть, но минимальная. Если владелец заправки или какие-то другие лица в сговоре решили: «А давайте-ка заработаем на этом», — то у них такая возможность имеется. Хотя, как говорят производители современных электронных ТРК, это физически невозможно.
Много чего говорят: сайты невозможно взламывать и защита 100%, но все равно все это происходит. Любая электронная начинка может быть взломана специально обученным человеком.
Самый простой способ победить в драке — не ввязываться. Об этом знают абсолютно все, поэтому совет такой: пользуйтесь только проверенными АЗС крупных сетей. Если вдруг у вас есть какое-то подозрение относительно сетевой заправки, то это не говорит, что они все обманывают. Просто исключите заправку из своего списка и заправляйтесь у этой же сети, но уже на другой станции.