Не только лавра: что посмотреть в Сергиевом Посаде
Урбанист Гнилорыбов рассказал о достопримечательностях Сергиева Посада
Сергиев Посад — жемчужина Московской области. Здесь располагается Троице-Сергиева лавра и множество других монастырей, удивительных с точки зрения как истории, так и архитектуры. Специально для «360» краевед и урбанист Павел Гнилорыбов рассказал о самых замечательных моментах из многовековой жизни города, а также о достопримечательностях, которые обязательно нужно увидеть.
Сейчас население Сергиева Посада — чуть больше 100 тысяч, тем не менее город имеет огромное историческое и культурное значение не только для Московской области, но и для всей России. Город входит в Золотое кольцо России, многие памятники Сергиева Посада включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Начинать знакомство с городом стоит с Блинной горы — это лучшая смотровая площадка Сергиева Посада, откуда открывается удивительный вид на главную достопримечательность — Троице-Сергиеву лавру.
Сергий Радонежский
Главная фигура в истории Сергиева Посада — Сергий Радонежский, один из любимых святых русского народа.
«В детстве Сергия звали Варфоломеем, отсюда знаменитая картина Нестерова „Видение отроку Варфоломею“, когда мальчик увидел старца и попросил его уразуметь грамоту. Так начался его долгий и тернистый путь с чудесами и подвигами», — рассказал Гнилорыбов.
Сергий Радонежский жил в XIV веке, когда Московское княжество еще было относительно небольшим, а остальные территории только начинали объединяться вокруг него.
Троице-Сергиева Ллавра
Троице-Сергиева лавра была основана в 1337 году и за свою историю прошла немало испытаний. Например, в 1608 году, в смутное время междоусобиц и войн, лавра, по словам Павла Гнилорыбова, выдержала 16 месяцев осады со стороны поляков — об этом говорится в «Сказании Авраамия Палицына», документе XVII века.
Монастырь — своего рода крепость, отдельное государство. Длина стен Троице-Сергиевой лавры — 1120 метров, высота — от семи до 15 метров.
По словам Павла Гнилорыбова, в современной России есть всего две лавры — Троице-Сергиева в Подмосковье и Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге. Такой статус давали только самым крупным монастырям, которые имели большое историческое и духовное значение.
Именно монастырь всегда играл главную роль в жизни Сергиева Посада, хотя город и был богат и на купцов, и на ремесленников, и на других талантливых людей.
Еще один важный момент в истории лавры — 1689 год, когда в монастыре прячется будущий император Петр Первый, бросивший вызов своей регентствующей сестре царевне Софье.
«Он говорит: „Все верные стрелецкие полки, идите сюда, в лавру“. И большинство стрелецких голов, полковников, соглашается — и Софья проигрывает. С 1689 года начинается новый вектор российской истории — медленно, но верно это все придет к созданию Российской империи», — подчеркнул Гнилорыбов.
С XVIII века монастырь обласкан царями и императорами — здесь начинается обширное строительство и экономическое развитие. Одно из украшений лавры — построенная в конце ХVIII века колокольня в стиле ажурного елизаветинского барокко. Ее высота — 88 метров, что гораздо выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
«На пике лавре принадлежало около 100 тысяч крепостных крестьян. И вокруг медленно рос Сергиев Посад, который до этого был не очень значительным населенным пунктом», — рассказал Гнилорыбов.
Гефсиманский Черниговский скит
Но лавра — далеко не единственная достопримечательность Сергиева Посада. Всего в трех километрах, располагается еще один удивительный монастырь — Гефсиманский Черниговский скит.
«Здесь в XIX веке селились монахи и рыли подземные пещеры, чтобы побыть в атмосфере спокойствия, когда лавра казалась очень многолюдной из-за большого количества паломников. Над пещерами в 1880-е годы построили архитектурный комплекс по проекту знаменитого архитектора Николая Султанова», — рассказал Гнилорыбов.
Храм с горой внутри
Есть еще одна достопримечательность, до которой доезжает далеко не каждый турист, — это Спасо-Вифанский мужской монастырь. Внутри находится уникальный Преображенский собор.
«Внутри, кроме привычного иконостаса и алтаря, есть самая настоящая гора, аж в два яруса. Нижний ярус символизирует пещеру, в которой некогда был погребен праведный Лазарь, а верхний — гору Фавор, очень важную для христианского мышления», — рассказал Гнилорыбов.
Гора Фавор находится в Израиле, именно там, на месте Базилики Преображения Господня, согласно христианской традиции, произошло Преображение Иисуса Христа — описанное в Евангелиях явление божественной сущности сына Божьего перед тремя ближайшими учениками Христа — Петром, Иаковом и Иоанном — во время молитвы.
Абрамцево — колыбель искусства
Недалеко от Сергиева Посада в знаменитом имении Абрамцево меценат и предприниматель Савва Мамонтов собирал вокруг себя талантливейших мастеров и живописцев своего времени, чтобы развивать искусство и ремесла.
«Абрамцево — что-то вроде современного кластера креативных индустрий, только с поправкой на вторую половину ХIХ века», — подчеркнул Гнилорыбов.
Савва Мамонтов, по словам урбаниста, искренне считал, что искусство должно быть максимально демократизировано и народ должен встречать красоту везде. Чтобы сделать это возможным, меценат приглашал в свое имение Абрамцево лучших творцов своего времени — Репина, Серова, братьев Васнецовых, Поленова.
«Они здесь и гостили, и творили — и речь не только о красках и живописи, была еще столярная и керамическая мастерская», — объяснил Гнилорыбов.
В Абрамцеве Валентин Серов написал известное любому русскому человеку полотно «Девочка с персиками». Главная его героиня — дочь Саввы Мамонтова Вера. В Абрамцеве можно побывать в комнате, где и создавался шедевр, и даже увидеть мельчайшие детали обстановки, запечатленные художником, например, тарелочку на стене за девочкой с персиками.
Русская игрушка
Здесь же, в Абрамцеве, появилась русская матрешка, которая в начале ХХ века получила медаль на Международной выставке кустарных ремесел.
«Как-то Мамонтову привезли японскую куклу, которая состояла из нескольких отдельных резных фигурок мал мала меньше. Художник Сергей Малютин, который тоже часто гостил в Абрамцеве, в 1890 году приземлил дальнюю японскую родственницу на русскую землю», — рассказал Гнилорыбов.
В конце XIХ века в Сергиевом Посаде также делали жестяные токарные игрушки. Например, в селе Богородское появилась знаменитая механическая игрушка «Кузнецы» — мужик и медведь сидят и бесконечно стучат по наковальне.
А в 1932 году в Сергиевом Посаде был создан Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки, где мастера следили за тем, что нравится советским детям, а потом запускали самые популярные игрушки в производство.
«Таким образом через матрешку и богородскую игрушку, у нас есть 500-летняя традиция огромного разветвленного многогранного промысла», — подчеркнул Гнилорыбов.
Рядом, в Загорском НИИ резиновой промышленности создали другой знаменитый символ — куклу-талисман XXII Летних Олимпийских игр в Москве — Олимпийского мишку.
«Можно учить детей любить свою страну не только через героев, сражения и какие-то важные даты и события, но и через простое, тактильное и доступное — через историю игрушки, которая в Сергиевом Посаде насчитывает уже несколько столетий», — сказал Гнилорыбов.
Красюковка
Еще одно чудо Сергиева Посада — дачный район Красюковка, один из самых сохранных в Подмосковье. Здесь практически нет сайдинга, профнастила, а многие дома выглядят абсолютно так же, как они и задумывались чуть больше 100 лет назад.
«Здесь в начале ХХ века выкупил землю, раздал участки и выстроился известный местный меценат, лидер Красного Креста Михаил Красюк. Он же начертил план церкви в честь своего небесного покровителя Михаила Архангела», — рассказал Гнилорыбов.
Красюковка — это не только район буржуазно-дачной культуры, здесь работало большое количество писателей, например, Исаак Бабель и Андрей Платонов. В Красюковке после революции жил философ и публицист Василий Розанов.
«Именно в Красюковке Розанов осмысливает русскую революцию и пишет программный манифест „Апокалипсис нашего времени“», — рассказал Гнилорыбов.
Город для всех
Помимо бесценной многовековой истории Сергиев Посад славен и современной инфраструктурой. В городе нескучно как молодежи, так и старшему поколению — люди здесь не собираются уезжать, а нередко и вовсе возвращаются из больших городов.
«В районе улицы Карла Маркса сложился признанный всеми гастрономический квартал. Здесь нет клюквенных заведений под старину, здесь играют, но не переигрывают — довольно много баров, кухмистерских, кафе с лаконичным приятным современным интерьером», — рассказал Гнилорыбов.
При этом заведения располагаются в исторических краснокирпичных корпусах, где раньше работала фабрика имени Розы Люксембург.
«Сейчас здесь располагается множество маленьких магазинчиков, производств и первое в городе арт-пространство „Трикотажка place“, которое бережно сохраняет все детали, которые остались от старых интерьеров здания», — рассказал урбанист.
Это место, по словам Гнилорыбова, как нельзя лучше соответствует концепции третьего места в урбанистике — это то место, после дома и работы, где тебе хорошо.
«Такие креативные пространства малым городам очень нужны. Здесь 100 функций зашиты в одном — и лекции по английскому, и кинопоказы редких артхаусных режиссеров, и кофе, и редчайшие сувениры, которые сделаны художниками штучно», — заключил Гнилорыбов.