Российские регионы тонут. Почему без ливневой канализации города обречены на пробки и потопы?
В конце июля новости информагентств выглядят как сводки с фронта, с войны, объявленной природой человеку. По всей России люди жалуются не столько на погоду, сколько на последствия ее буйства.
На днях дожди на несколько часов парализовали движение трамваев в Краснодаре. В Новочеркасске Ростовской области мощный ливень смыл асфальт на улицах города. В селе Туапсинского района Кубани залповый ливень с последующим резким подъемом воды занес улицы и колодцы илом и грязью. В Москве из-за проливных дождей на круглосуточное дежурство были подняты 275 бригад «Мосводостока». Городское хозяйство держалось, но МЧС порекомендовал без необходимости на улицы не выходить. В поселке Зеркло Оренбургской области в собственном доме погибли пожилые супруги, отрезанные от выхода в результате затопления, вызванного прорывом дамбы после сильных ливней.
В Нижнем Новгороде после сильного ливня затопило улицы и подземные переходы. Из-за высокого уровня воды стало опасно ездить на автомобилях. Местные жители не удивились, проблемы с ливневой канализацией в городе носят хронический характер. Наводнением заканчивается почти каждый ливень. Один из горожан в соцсетях заявил, что ливневка не работает в полную силу, так как забита мусором, или ее просто нет.
Можно смело сказать, что в городах все проблемы с затопленными дорогами в той или иной мере с ливневыми канализациями или их отсутствием. Исключений почти не бывает, от подтоплений страдает даже столица.
Журналист, убежденный урбанист Илья Варламов сообщил «360», что в Москве ливневки не работают из-за неправильной эксплуатации и обслуживании.
По словам Варламова, есть и другая проблема. В новых районах ливневую систему часто не делают вовсе. На поверхности она незаметна, и пока не пойдет дождь ее отсутствие обнаружить нельзя. Прокладка ливневых канализаций требует огромных вложений, поэтому столичные власти ими часто пренебрегают.
Что же такое ливневая канализация и почему она жизненно необходима горожанам? Это комплекс дренажных устройств, установленный в городах для сбора и отвода воды с крыш домов, дорожных покрытий и земельных участков. При ее отсутствии вода размывает фундаменты зданий, заливает подвалы домов, пешеходные и автомобильные дороги.
Ливни залили всю Россию
Основное назначение подобных систем уловление воды с помощью труб, лотков, заглушек, пескоуловителей, дождеприемников, сифонов и направление ее в канализационный коллектор. Отвод из него делается в водосборники, иногда с применением насосного оборудования. В некоторых случаях собранная жидкость очищается или направляется в искусственные водоемы.
Во время дождей или таяния снегов в ливневый дренаж попадает много грязи, мелкого мусора и песка. Поэтому дважды в год его надо чистить. Как правило, в начале весны и в конце осени. Рабочие откачивают воду, удаляют опавшие листья, ветки деревьев и прочие твердые засоры. Затем они промывают каналы и очищают накопительные резервуары, обследуют систему и проверяют ее работоспособность. Больше всего тяжелых фракций и ила скапливается в ливневых канализациях около дорог.
Вручную такие залежи очистить невозможно, поэтому используются механизмы, вымывающие мусор струями воды высокого давления. Все это скапливается в сливных ямах, для очистки которых производится откачка канализации. Простое перечисление всех необходимых процедур заставляет понять, что грамотное обслуживание ливневок удовольствие дорогое.
Но и тут можно избежать излишних затрат, если подходить к проблеме комплексно. Архитектор-градостроитель Илья Заливухин сообщил «360», что перед началом работ необходимо проанализировать существующую в городе канализацию.
Илья Заливухин отметил, что там, где ливневки нет, надо заказывать проект, рассчитанный с учетом поверхностных стоков на грунт или зеленых газонов, которые будут выполнять роль губки, впитывающей поверхностную влагу.
В разговоре с «360» Илья Заливухин упомянул ливневую канализацию Токио как пример новейшей и предельно разумной системы ливневой системы.
Она занимает пять поземных вертикальных залов, соединенных туннелями общей длиной 6,3 км. Диаметр некоторых из них составляет 10,6 метров. В залах расположены 50 гидронасосов, каждый мощностью 14 тысяч лошадиных сил. Они перегоняют 200 тонн воды в секунду.
В Москве, как и в других городах России, нет таких сооружений. Столичная сливная канализация вообще была построена 115 лет назад. И все-таки, если к ее эксплуатации подходить разумно, она сможет справиться с дождями и таянием сугробов.