Купите это немедленно. Как появилась «черная пятница»
Эксперт финансового рынка Бархота: «черная пятница» — маркетинговая уловка
Роскачество посоветовало покупать товары до «черной пятницы», а не в ходе распродаж. В организации отметили, что следует уже сейчас начать отслеживать цены на интересующие позиции. История масштабных осенних скидок в России насчитывает уже более 10 лет, но многие до сих пор не научились планировать шопинг и не могут удержаться от импульсивных покупок.
Черная пятница — 2023: дата и место проведения
Распродажа в России в 2023 году начнется 23 ноября в 00:00 по Москве, а закончится через три дня — 26 ноября в 23:59.
Однако бывает, что торговые площадки выбирают и другие даты для «черной пятницы» — раньше или позже. Лучше заранее изучить условия в интересующем магазине.
Некоторые шопоголики даже формируют корзину определенного бренда досрочно, чтобы только нажать кнопку «оформить заказ» в начале акций.
Скидки, как правило, предоставляют как офлайн, так и онлайн. В первом случае нужно лично идти в торговый центр за необходимой вещью. Во втором — просто воспользоваться сайтом, где собраны все предложения платформы.
История «черной пятницы»
Обычно нашумевшую акцию проводят на следующий день после Дня благодарения в США, который отмечают в последний четверг ноября. Именно после праздника у американцев традиционно начинается сезон рождественских скидок: магазины выставляют товары по сниженным ценам на витрины, чтобы привлечь покупателей.
Этот термин раньше связывали с недобросовестным поступком на бирже. В 1869-м финансисты с Уолл-стрит — Джей Гулд и Джим Фиск — скупили национальное золото. Хитрецы хотели перепродать покупку по выгодной цене, чтобы заработать.
Однако в пятницу, 24 сентября, их «маленький секрет» раскрыли. Тогда в ситуацию вмешался сам президент США Улисс Грант: фондовый рынок обвалился, а миллионы американцев разорились.
Кроме того, есть интересное, но недостоверное объяснение зарождения «черной пятницы». Раньше бухгалтеры маркировали убыль красными чернилами, а доход — черными.
Считалось, что весь год продавцы терпели убытки, а лишь после Дня благодарения получали долгожданную прибыль. В английском даже есть идиома in the black — «финансово успешный».
Настоящая же история происхождения термина уходит корнями в середину XX века. В Филадельфии полицейские говорили «черная пятница», чтобы описать хаос, который начинался после Дня благодарения и длился до ежегодного матча по американскому футболу между армией и флотом.
В этот период многие туристы и болельщики приезжали, чтобы купить праздничные товары и посетить соревнование. В результате город был заполонен людьми, и нередко начинались беспорядки. Блюстители правопорядка не могли взять выходной и даже работали сверх нормы.
К 1961 году «черная пятница» так прижилась в Филадельфии, что торговцы, которые пытались переименовать день в «большую пятницу», не смогли избавиться от оригинального словосочетания. В итоге ближе к концу 1980-х продавцы превратили термин в масштабную распродажу, которая сегодня известна повсеместно.
Маркетинг или реальная выгода?
«Черную пятницу» в России проводят уже более 10 лет, напомнил «360» эксперт финансового рынка Андрей Бархота. Он отметил, что акция строится на психологии потребителей, которые надеются за несколько дней успеть купить все максимально дешево на фоне вечно растущих цен.
Эксперт объяснил, как технически устроены «скидки». Накануне распродажи, за две-три недели, а иногда за месяц, цены немного повышают. Причем делают это неравномерно: в одних категориях они растут сильно, в других — практически не меняются.
В «черную пятницу» же в категориях, где скачок был стремительным, стоимость возвращают на прежний уровень, а в сегменте, где цены не повышали, товары называют невостребованными и сохраняют ценовую политику.
«Технически снижения цен не происходит, как правило. Более того, распродажи и скидочные акции проводят, чтобы ускорить сбыт ассортимента, если есть проблема с продажами», — подчеркнул Бархота.
Скидки есть с одним «но»
Бархота заявил, что сейчас торговые центры сталкиваются с тем, что вынуждены удерживать клиентскую базу. «Черную пятницу» проводят и чтобы обеспечить интерес посетителей к торговым сетям.
Отдельные торговые марки и бренды все же могут предоставлять скидки, не исключил эксперт. Однако чаще всего это относится к позициям, которые давно лежат на прилавках и их сложно продать.
Например, можно предложить сезонную скидку на панамы или кепки накануне зимы. Но такая же скидка была и не в «черную пятницу», потому что в следующем году будет другая коллекция.
Андрей Бархота
эксперт финансового рынка
Собеседник «360» посоветовал покупать летнюю обувь в холодный период, а зимнюю — в теплый. Электронику же стоит приобретать после мониторинга цен. Особенно важно помнить, что техника по скидкам может быть поврежденной или без необходимой сертификации.
Советы для покупателей в «черную пятницу»
Составьте список
Принцип «не хочешь купить лишнего — приди со списком» знаком всем с детства. Правило применимо и к распродажам в «черную пятницу», подчеркнул Бархота. Более того, стоит составить несколько чек-листов: необходимых вещей и «хотелок». После их можно сравнить и выявить истинную потребность.
Проверьте цены на других сервисах
Если, проходя мимо красиво украшенных в честь распродажи витрин, вы вдруг увидели интересный предмет и очень его захотели, то не торопитесь сразу его покупать.
Когда что-то привлекло ваше внимание, необходимо взять телефон и поискать, сколько эта вещь стоит в других магазинах. Если окажется, что примерно столько же или с разницей 5-10% от того, что видите, подумайте еще раз, нужно ли это вам.
Андрей Бархота
Опирайтесь на бюджет
Шопинг — азартное и увлекательное дело, в котором легко увлечься и потерять бдительность. Если не остановиться вовремя, то может возникнуть дыра в семейном бюджете. Этого необходимо избегать, либо контролируя и лимитируя расходы, либо отказывая себе в импульсивных покупках.
Игра в первобытную охоту
Люди постоянно сравнивают себя с кем-то и стараются быть лучше других, напомнил в беседе с «360» психолог Андрей Зберовский. Когда человек слышит, что знакомый купил что-то по выгодной цене, то не хочет отставать на фоне другого.
Не хочется быть менее успешным. Гонка за скидками — некая игра в первобытную охоту, в которой мы повышаем себе самооценку.
Андрей Зберовский
психолог
По словам психолога, люди могут покупать не всегда необходимые предметы, но тем самым укреплять ощущение ценности собственного «я». В условиях постоянных работы и быта распродажа позволяет почувствовать себя хищником.
Кроме того, так можно поднять рейтинг и в рамках семьи, отметил психолог. Например, покупая жене красивое кольцо или новую одежду, мужчины могут доказать самим себе собственную значимость.
Психолог посоветовал в рамках распродажи опираться на мнение авторитетного лица, которое сможет остановить от необдуманных покупок. Также стоит держаться списка необходимых товаров и ориентироваться на запланированный бюджет.
«Необходимость — то, что вы обсудили в семье. Например, чайник плохо работает. Соответственно, вы покупаете его. Когда чайник нормальный, но вы увидели другой, более удачный, дешево, вы рискуете потратить деньги впустую», — разъяснил собеседник «360».