Камерный бизнес. Как зарабатывают на фотофиксации на дорогах России

Минэкономразвития опровергло заявления о том, что владельцы частных камер на дорогах стремятся заработать в ущерб безопасности движения. Об этом сообщается в докладе, который ведомство направило в правительство. «360» поговорил с автоэкспертами о «камерном бизнесе» на российских дорогах.

В докладе Минэкономразвития, адресованном правительству РФ, опровергается заявление о том, что частные камеры устанавливают в местах с наибольшим числом нарушений ПДД, а не в местах концентрации аварий, сообщает РБК. «В результате реализации всех соглашений, в которых размер платы публичной стороны зависит от количества собранных штрафов, аварийность снизилась на уровень выше среднего», — цитирует издание доклад МЭР, тем самым подтверждая большую эффективность камер, установленных частными компаниями.

О проблеме дорожных камер, их расположения, эффективности работы и возможных нарушениях со стороны частного сектора, принимающего участие в установке и обслуживании камер, говорили давно. Вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспорт, в феврале этого года сказал, что «сейчас камера — это средство коммерциализации», и обещал решить этот вопрос.

Независимый технический эксперт Юрий Антипов не согласился с мнением МЭР. По его словам, министерство не подкрепило свое заявление фактами, ведь его доклад недоступен широкой общественности в полном виде. «Для того, чтобы что-то утверждать, надо показать, что камеры действительно устанавливаются в местах наибольшей аварийности. Мой опыт наблюдения за такими камерами показывает, что утверждение Минэкономразвития не соответствует действительности», — сказал Антипов «360».

Эксперт добавил, что многие камеры дорожного слежения, которые должны обеспечивать соблюдение ПДД, устанавливают на «относительно безопасных» участках дороги: на выезде из населенных пунктов и участках с хорошим шоссе. «Это понятно, потому что бизнес должен приносить прибыль. Частники, которые используют камеры по лицензии, полученной в МВД, ориентированы не на безопасность движения на дорогах, а на получение прибыли. Поэтому чем неожиданнее место установки камеры для водителя, тем больше штрафов, тем больше прибыль для компании», — объяснил он.

В пресс-службе Минтранса сообщили «360», что сейчас существует методика перераспределения мест установки дорожных камер. «В настоящее время она дорабатывается с учетом замечаний проектного комитета национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“», — говорится в заявлении.

Как работает «камерный бизнес»

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов рассказал «360», как работает бизнес частных камер слежения на российских дорогах. Привлечение частного сектора к контролю за соблюдением ПДД помогает государству снизить финансовую нагрузку на бюджет — государственно-частное партнерство работает в этом случае по принципу рассрочки. Частная компания закупает оборудование, а государство оплачивает его эксплуатацию.

Однако существует как минимум два формата подобного сотрудничества. В регионах, по словам Шкуматова, частные компании в качестве вознаграждения получают долю от выписанных штрафов. Для Московской области такая «компенсация» частникам составляет 231 рубль с каждого штрафа.

«Если 95% штрафов — это штрафы за превышение скорости на 20-40 километров в час, а оплачивают их в большинстве случаев со скидкой, то есть в размере 250 рублей, а частная компания получает, допустим, 231 рубль, то государство получает с каждого штрафа 19 рублей. То есть, по сути, все штрафы уходят в частный карман», — сказал Петр Шкуматов.

Теоретически такая схема сотрудничества с частниками государству невыгодна, однако в большей части России применяется именно она. На практике государству значительно выгоднее оплачивать частным компаниям только предоставление их услуги — оборудования. Такая практика распространена в Москве, где есть определенная стоимость часа работы камеры, а оплату компании получают после предоставления данных о времени работы каждого устройства.

«Количество штрафов, которые выписываются по данным камеры, частников вообще в этом случае не волнует. А в регионах частники очень заинтересованы в том, чтобы количество штрафов было максимальным», — заключил Шкуматов. Также он рассказал про «ловушки» на дорогах, где знаки устанавливаются так, что даже опытный водитель почти наверняка запутается и нарушит правила дорожного движения. Собственно, о подобных схемах зарабатывания денег на «камерном бизнесе» говорили вице-премьер Максим Акимов и эксперт по системам фото- и видеофиксации Григорий Шухман в февральском интервью «Коммерсанту».

Воспитывать, а не наказывать

Юрий Антипов считает, что такая ситуация — прямой результат «неправильного хода чиновников, которые хотели подправить ситуацию на дорогах». По его мнению, сейчас необходимо менять отношение к безопасности со стороны наблюдающих органов в нашей стране.

«За границей полиция находится перед опасным участком или там, где надо снизить скорость. У нас практика другая: частник с камерой или сотрудник ГИБДД находится после знака, после опасного участка и применяет карательные меры — не воспитательные, как на Западе, не предупредительные. Этот подход надо менять, надо двигаться к европейским стандартам обеспечения безопасности на дорогах», — заключил он.

В июне Владимир Путин отдал распоряжение перестать прятать камеры дорожного движения, так как целью их установки является снижение аварийности, а не умножение количества штрафов. «Вместо того, чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф», — сказал Путин на заседании Госсовета в Кремле. В результате ГИБДД опубликовала карту камер на дорогах России.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте