«Небольшая утопия». Перевозчики усомнились в появлении вертолетного такси в Москве

«Яндекс.Такси» планирует запустить в московском регионе услугу воздушного такси. Компания уже обсуждает эту идею с «Вертолетами России» и столичным правительством. Ожидается, что в августе стороны подпишут соглашение о сотрудничестве. Опрошенные «360» эксперты назвали услугу преждевременной и усомнились в ее востребованности.

Как сообщает «Коммерсант», сейчас возможность интеграции вертолетных перевозок в приложение «Яндекс.Такси» компания обсуждает с поставщиком решений для воздушного транспорта «Фирмой НИТА», столичными властями и «Вертолетами России». Изначально заказать перевозку можно будет от МКАД в Подмосковье, позднее вылеты будут осуществлять от Садового кольца. Доставкой пассажиров до площадок займутся такси, а перевозить по воздуху будет разрабатываемый вертолет VRT500.

В «Яндексе» обсуждение идеи подтвердили, добавив, что в августе, во время Международного авиакосмического салона, стороны намерены подписать соглашение о сотрудничестве в области создания сети городского воздушного транспорта. Директор по сервису и послепродажному обслуживанию входящей в «Вертолеты России» компании «ВР-Технологии» Илья Михальченко тоже подтвердил эти сведения.

«Результатом реализации проекта предполагается создание в Москве полноценного воздушного маршрутного такси, включенного в систему общественного транспорта», — сообщил Михальченко.

Сейчас услуги аэротакси предлагает, например, столичная компания Heliport Moscow. Час полета на вертолете Robinson R66 обойдется пассажиру в 46 тысяч рублей. Представители таксомоторных компаний уже раскритиковали идею, сочтя, что услуга не будет пользоваться спросом.

«Короткие перелеты не всегда быстрее или проще поездки на автомобиле. Взлет и посадка могут производиться только в определенных местах, которых мало. На возможность полета влияет погода», — заявил представитель такси «Максим» Павел Стенников.

Преждевременная услуга

В беседе с «360» официальный представитель компании Bell Helicopter в России Александр Евдокимов назвал идею создания системы московского городского воздушного транспорта преждевременной и счел ее «небольшой утопией». Добавить услугу в свое приложение для «Яндекса» не будет накладным, но вряд ли она будет пользоваться спросом.

«Ни рынок, ни профессиональное сообщество — вертолетчики — не готовы, чтобы на таком уровне оказывать эти услуги. Сейчас заказ вертолетов и так далее делается в ручном режиме. Это все же не бизнес-авиация. А, как такси, заказать вертолет нажатием кнопки на смартфоне — не думаю, что это возможно сейчас сделать», — добавил Евдокимов.

Другая проблема — закрытость московского неба для полетов. Подмосковное направление, по мнению эксперта, вряд ли будет сильно востребовано пассажирами с деньгами. Вот если бы полеты над столицей разрешили, это изменило бы ситуацию. Но пока добиться такого никому «из серьезных людей, заинтересованных в полетах», не удалось.

«Опять-таки, если разрешат летать в Москву, то это будут большие двухдвигательные вертолеты. И на них стоимость летного часа, а значит, и билета высокая», — подчеркнул Евдокимов.

Пока стоимость полета на вертолете для рядовых граждан действительно слишком высока. Но если сервис обретет популярность, уверен Евдокимов, как в том же Монако или Сан-Паулу, цены неизбежно снизятся до уровня поездки на vip-автомобиле.

«Но этого можно достичь только одним: вертолетов должно летать очень много. Только тогда себестоимость летного часа снижается, соответственно, и „билетик“ дешевле», — уточнил он.

Четвертый вопрос, который предстоит решать: расположение вертолетных площадок. Они есть, конечно, и в Кремле, Лужниках, и возле нескольких станций метро. Но в основном базируются около МКАД. Добраться до них на такси в час пик проблематично.

«Если в Москве, в центре, откроют площадки, то это имеет смысл. Вот тогда будет удобно. Например, нужно попасть в час пик на Рублевку — приезжаешь в центр, нажимаешь кнопку на смартфоне и спокойно улетаешь. Но, повторюсь, над этим уже несколько лет безрезультатно бьются те, кто хочет летать», — заключил эксперт.

Закрытый город

Менеджер по работе с ключевыми клиентами «Ваш Чартер» Антон Юриков также сомневается, что Федеральная служба охраны разрешит «Яндексу» летать над Москвой. Исключение сделано для МЧС, президента, главы правительства и министра обороны.

Еще одна трудность — малое количество существующих вертолетных площадок, часть из которых принадлежит МЧС и закрыта для общей авиации. То есть в Москве пока нет ни возможности, ни инфраструктуры для развития этого сервиса. Так, например, пока частники испытывают сложности даже с приземлением в аэропортах. Это разрешено только в терминале А в Шереметьево, а Внуково и Домодедово пока не сертифицированы.

«Лондон к этому приходил давно, и у них всегда все было открыто. У нас есть Петербург — там вертолеты летают вдоль реки до аэропорта и так далее. У них часть города открыта. А Москва всегда была закрыта ФСО, и таких подвижек пока не вижу. Инфраструктуру пытаются создать, но сложно представить, как это будет реализовано», — добавил эксперт.

Создать площадки, по его мнению, можно на пересечении Садового кольца с набережной Москвы-реки или Яузой. Например, в районе Дома музыки.

Временная выгода

С развитием сервиса пассажиры получат временную выгоду. Уже сейчас, по словам эксперта, есть люди, которые приезжают от Москва-Сити на площадку на Новой Риге, а затем летят в дальнее Подмосковье. Дорога занимает от силы 20 минут, по пробкам — четыре часа.

В то же время Юриков не видит сложности в том, чтобы сделать полеты доступными для большого количества пассажиров. Например, популярные у частников вертолеты Robinson относительно недорогие, да и существующий вертолетный парк Подмосковья уже составляет порядка 500 официально зарегистрированных машин.

Директор по развитию компании «Ваш чартер» Евгений Быков добавил, что для назначения приемлемой для москвичей стоимости и окупаемости полетов придется лучше использовать аналог маршруток — вертолеты вместимостью 5-10 человек. В противном случае всю прибыль съедят авиатопливо и прочие расходники. При этом парк судов в 10-20 машин должен быть собственным, а не арендованным.

«Я честно не представляю, как это будет выглядеть в плане именно гражданских перевозок, регулярных для жителей мегаполиса. Где-то нужно будет находить парк, искать компанию или владельцев, которые будут готовы предоставить вертолеты по минимальным ценам, учитывая, что амортизация может доходить до стоимости вертолета в год. Содержать стоит столько же, сколько он сам стоит», — сказал он.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте