Долги не пускают в небо. Почему у зарубежных авиалиний возникают проблемы с Sukhoi Superjet 100
Мексиканская авиакомпания InterJet просит Россию бесплатно помочь с ремонтом самолетов Sukhoi Superjet 100. Перевозчик не может поставить на рейсы 15 из 22 лайнеров, которые находятся на балансе компании. При этом авиалинии не планируют отказываться от сотрудничества с российскими производителями и собираются дальше эксплуатировать самолеты после их починки. «360» побеседовал с экспертами о перспективах отечественного самолета на зарубежных рынках.
Авиакомпания InterJet попросила российский концерн ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) провести диагностику лайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Латиноамериканский перевозчик не в состоянии починить 15 бортов, которые сейчас находятся в авиапарке компании. Руководство InterJet заявило, что не может заработать достаточно средств на починку самолетов, если не введет в эксплуатацию неисправные лайнеры. Поэтому мексиканская сторона предложила России отремонтировать борта в счет будущих платежей.
Авиакомпания должна была получить 30 самолетов Sukhoi Superjet 100. Российский концерн уже передал перевозчику 22 лайнера, а восемь машин должны будут улететь за океан в этом году. Но InterJet от них собирается отказаться, сообщает «Коммерсант». По данным издания, мексиканские авиалинии будут эксплуатировать только уже полученные лайнеры. Российский концерн согласился на новые условия и собирается починить самолеты бесплатно, утверждают источники газеты.
Между тем в «Сухом» опровергли информацию об отказе мексиканского перевозчика от сотрудничества с концерном. Как рассказали «360» в пресс-службе организации, существующие вопросы с авиакомпанией решаются в «конструктивном порядке». «Оформленного отказа от поставки оставшихся восьми самолетов SSJ100 в InterJet нет. Вопросы ремонта двигателей лежат в плоскости взаимоотношений между нашими партнерами, компаниями PowerJet и InterJet. ГСС оказывает максимальное содействие сторонам для достижения взаимовыгодных договоренностей», — отметил в беседе с «360» директор по коммуникациям «Сухого» Андрей Муравьев.
Пока перевозчик не может самостоятельно починить лайнеры из-за финансовых проблем, уверены опрошенные «360» эксперты. В период с 2016 по 2017 год мексиканский песо рекордно подешевел, что привело к резкому снижению доходов авиакомпании и негативно отразилось на ее активах. Сейчас долг InterJet перед кредиторами и акционерами составляет порядка 150 миллионов долларов. «У мексиканцев сейчас крайне плохое финансовое положение, поэтому сами они с ремонтом вряд ли справятся. Починка бортов требует серьезных затрат, особенно если речь идет о двигателе, так как для этого нужен большой запас запчастей и квалифицированный персонал. Логично, что без содействия российской стороны InterJet не справится», — отметил в разговоре с «360» независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Часть самолетов будет временно перебазирована в Россию для модернизации, уверен главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По прогнозам эксперта, на лайнерах установят законцовки крыла и переоборудуют пассажирские салоны. «Эти изменения позволяют сэкономить 3-4% от потребляемого топлива и расширить вмещаемость лайнера», — подчеркнул собеседник «360».
Нестабильный спрос
Sukhoi Superjet 100 аналитики «360» называют первым гражданским самолетом, разработанным с нуля после распада СССР. Производство лайнера стартовало в 2011 году. Дальность полета базовой версии лайнера составляет 4,4 тысячи километров, а вместимость — 98 пассажиров. Сейчас крупнейшим эксплуатантом SSJ100 в России считается «Аэрофлот». В парке авиакомпании насчитывается порядка 50 бортов. Также активно летает на SSJ100 «Ямал», у которого на балансе находится 13 лайнеров.
Однако на международных рынках «полет» Sukhoi Superjet 100 оказался не столь удачным, признают опрошенные «360» эксперты отрасли. Так, в начале текущего года от эксплуатации аппаратов отказался ирландский перевозчик CityJet. В 2016-207 годах компания взяла в лизинг семь SSJ100, но в феврале они исчезли из полетного расписания авиалиний. Тогда ирландцы объяснили свое решение частыми поломками бортов и сложностями в техническом обслуживании.
С похожими проблемами в свое время столкнулся и другой европейский перевозчик — Brussels Airlines. Прошлым летом компания сообщала о ряде поломок. При этом местные техники не смогли починить самолеты, так как руководство по использованию не было переведено с русского языка. В итоге авиалинии были вынуждены в экстренном порядке вызвать российских специалистов, потеряв значительные средства из-за простоя лайнеров.
Чаще всего в SSJ100 подводят двигатели французского производства, утверждают эксперты. К примеру, самолетам не удается достигать хороших показателей летных часов именно из-за некачественных комплектующих от компании Safran. Несмотря на обещания производителя, трещины на двигателях появляются не через семь-восемь тысяч часов налета, а уже после двух-четырех тысяч часов полета. Капремонт двигателя, необходимый при таких дефектах, может обойтись до пяти миллионов долларов и занимает порядка двух месяцев. «При этом на самолетах нет столько критических недочетов, как у последней линейки Boeing 737 MAX. Они безопасны и отвечают поставленным производителями задачам», — отмечает Дмитрий Адамидов.
Некоторые международные перевозчики все же делают выбор в пользу российской техники. Так, интерес к самолетам проявлял Иран. В прошлом году руководство исламской республики планировало заключить с ГСС контракт на поставку 40 лайнеров. Но США отказались санкционировать, уповая на то, что при производстве аппаратов используются американские комплектующие. Впрочем, российские власти пообещали за три года найти новых поставщиков деталей и затем заключить контракт с Тегераном. «В нише ближнемагистральных самолетов SSJ100 занимает достойное место. В прошлом году на мировых рынках было продано 60 подобных машин, из которых половина приходилась на SSJ100. Это отличный результат для столь высоко конкурентного рынка», — заключил Роман Гусаров.