Авиахулиган: как 30 лет назад немец Матиас Руст посадил самолет прямо на Красную площадь
-
Вечером 28 мая 1987 года 19-летний немецкий пилот-любитель Матиас Руст приземлился на Васильевский спуск на американском спортивном самолете «Цессна». Это событие вызвало страшный переполох: должностей лишились десятки офицеров, в том числе министр обороны СССР Сергей Соколов и главком войсками ПВО Александр Колдунов, самого Руста осудили на четыре года лишения свободы, а вокруг поступка дерзкого пилота выросли самые безумные конспирологические теории. Телеканал «360» разобрался, что на самом деле произошло 30 лет назад на Васильевском спуске.
Обман при вылете
Матиас Руст вылетел с аэродрома «Мальами» в Хельсинки утром 28 мая. Персоналу он сообщил что летел в Стокгольм, до которого было максимум полчаса полета. Спустя 20 минут движения по заявленному курсу он связался с диспетчером, сообщил, что у него все в порядке, и отключил связь.
Вскоре после отключения связи самолет пропал с радаров. На место, где «Цессну» засекли в последний раз, отправили спасательную группу, которая обнаружила на поверхности моря характерное масляное пятно. К поисковой операции привлекли водолазов, которые, однако, не нашли на дне моря ни следа самолетов. Впоследствии финские власти потребуют от Руста 100 тысяч долларов за ложную тревогу.
Самолет Руста в Немецком техническом музее
Везение в воздухе
В 14:20 немецкий пилот на высоте 600 метров над Финским заливом пересек воздушную границу Советского союза недалеко от эстонского города Кохтла-Ярве. По тревоге подняли два истребителя, которые некоторое время «вели» самолет, однако не получили команду на его перехват или уничтожение и вернулись на базу.
В 14:29 «Цессну» засекли советские ПВО, в боевую готовность привели три ракетных дивизиона. Однако и в этот раз Русту удалось беспрепятственно пролететь дальше: с 1984 года, после инцидента с якобы сбитым советскими войсками корейским «Боингом», в СССР действовал запрет на удары по гражданским целям.
Над Псковом, около 15:00, Русту повезло в третий раз: местный авиаполк проводил там учебные полеты. Ровно в три часа псковские летчики должны были одновременно выполнить замену кода госпознавания — с его помощью можно определить, «свой» самолет или «чужой».
Многие молодые пилоты, однако, не успели этого сделать, в результате чего система распознала их как «чужие». В случившейся путанице один из командиров присвоил всем самолетам над полем код «свой» — среди них оказалась и «Цессна» Маттиаса Руста.
Дальнейший полет пилот вел уже под советским позывным. Над Торжком, где велись поисково-спасательные работы после столкновения двух самолетов, тихоходную «Цессну» приняли за советский поисковый вертолет — так Руста еще раз признали «своим».
Неудобное приземление
Когда Руст добрался до Красной площади, он столкнулся с проблемой: место предполагаемой посадки было заполнено гуляющими людьми. Летчику пришлось сделать несколько кругов на высоте всего 10 метров, прежде чем он смог приземлиться на Большой Москворецкий мост и по инерции докатиться до Васильевского спуска.
Самолет окружила толпа. Выбравшись из кабины, пилот около часа общался с собравшимися вокруг зеваками, раздавал автографы и фотографировался. Встречу с «поклонниками» прервала милиция: Руста арестовали.
Последствия и версии
Советский суд приговорил Матиаса Руста к четырем годам колонии за нарушение правил международных полетов, незаконное пересечение советской границы и злостное хулиганство. На суде он заявлял, что прибыл из Германии «с призывом к миру».
Пилота помиловали уже 3 августа следующего года, после чего его выдворили за пределы СССР. Всего Руст провел в Москве 433 дня. По возвращении в Германию его лишили прав на полеты как «психически неуравновешенного человека».
Руководство СССР было шокировано произошедшим. Глава Минобороны Сергей Соколов и главком войсками ПВО Александр Колдунов лишились своих должностей, а вместе с ними были уволены еще около трехсот офицеров.
Газеты выходили с заголовками вроде «Страна в шоке! Пилот-любитель обесславил громадный оборонный комплекс СССР». Вокруг самого Руста Ходили самые безумные легенды. Кто-то считал, что своим полетом он пытался произвести впечатление на девушку или выиграть пари. Другие рассказывали, что отец пилота занимался продажей самолетов «Цессна», а рекламы лучше, чем пролет незамеченным мимо непобедимых советских ПВО, сложно придумать. Военные же считали случившееся провокацией западных спецслужб.
Среди граждан СССР довольно скоро начали ходить шутки о полете немца. К примеру, родился анекдот о двух летчиках на Красной площади. Один из них закуривает сигарету, а второй одергивает его со словами «Ты что! На аэродроме же нельзя курить!». В другом анекдоте двоих милиционеров отправляют охранять фонтан у Большого театра на случай, если в нем всплывет американская подводная лодка. Саму Красную площадь в народе стали называть не иначе, как «Шереметьево-3».
Матиас Руст в 2012 году
Впоследствии Матиас Руст стал работать финансовым аналитиком и инструктором по йоге. В 2012 году, к 25-летнему юбилею своего перелета, он опубликовал мемуары. Тогда же в интервью «Комсомольской правде» 44-летний Руст рассказал, что едва ли бы пошел на такую авантюру еще раз, ведь чтобы совершить подобный поступок, человек должен быть молод и не знать, что такое страх.
В ходе другого интервью бывший пилот рассмешил журналистов, сказав, что выбрал конечной целью Красную площадь, потому что «больше ничего в Москве не знал».