«Стали обслуживающим персоналом». Почему российские школы страдают от дефицита учителей

Ученый Комков объяснил, почему нельзя допускать студентов на роль учителя

Фрагмент картины «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского». Художник Николай Богданов-Бельский, 1895 год
Фото: Фрагмент картины «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского». Художник Николай Богданов-Бельский, 1895 год/Википедия

Российские школы переживают настоящий кризис: учеников с каждым годом прибавляется, а учителей, наоборот, не хватает. Им приходится работать на несколько фронтов, увеличивая нагрузку в несколько раз. А некоторые предложения улучшить ситуацию в школах заставляют родителей взяться за голову. «360» узнал у экспертов, почему учителей становится все меньше и как можно решить проблему.

Ряды педагогов рекордно редеют

Вице-премьер России Татьяна Голикова 18 октября на пленарном заседании Госдумы сообщила об острой нехватке учителей в российских школах.

«Что касается нехватки [педагогов], мы знаем, мы ее видим. Соответствующую работу по этому ведем, в том числе посредством реализации проекта „Земский учитель“. Вы знаете этот проект, пять тысяч человек уже привлечены в профессию», — процитировал ее ТАСС.


Программа «Земский учитель» предлагает выплаты по одному миллиону рублей педагогам, переезжающим в малые города и села, либо по два миллиона — в сельские районы Дальнего Востока.


Фото: Unsplash

Однако специалисты отметили, что официальная статистика приукрашена. К тому же чиновники не учли, что большое число педагогов вынуждены работать на полторы и даже две ставки.

Руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех» и член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН) Сергей Комков напомнил «360», что нормированная ставка у педагога — 18 часов в неделю. В ряде регионов, по его словам, некоторые учителя работают по 30-40 часов.

Фото: Freepik

Выдержать такую нагрузку невозможно, подчеркнул Комков. К тому же к лишним часам добавляется большой объем отчетной документации.

Складывается такая ситуация, что преподавать сегодня в школах практически некому. Поэтому то, что вице-премьер Голикова озвучила цифру в 11 тысяч, извините, но это сильно занижено. На самом деле, дефицит намного больше.

Сергей Комков

руководитель Всероссийского фонда образования, ученый

В начале учебного года общественное движение «Родители Москвы» провело опрос об укомплектованности школ учителями, сообщил новостной портал «Октагон». В исследовании участвовала примерно тысяча родителей из разных регионов.

Почти половина взрослых (48%) заявила, что в образовательных учреждениях не хватает учителей по нескольким предметам, а 16% процентов признались, что педагогов нет по многим дисциплинам.

Пока педагоги увольняются из-за низких зарплат и непосильной нагрузки, число школьников увеличивается. В этом учебном году показатель стал максимальным за последние 30 лет — повлиял всплеск рождаемости в 2008–2016 годах.

Начало учебного года в общеобразовательной средней школе. Ученики третьего класса на уроке, 1968 год
Фото: Начало учебного года в общеобразовательной средней школе. Ученики третьего класса на уроке, 1968 год/РИА «Новости»

Был еще один примечательный опрос. Так, по данным образовательного сервиса «Актион образование», с которыми ознакомились «Известия», примерно 60% учителей в российских школах трудятся сверхурочно и бесплатно. Семь из десяти респондентов заявили, что не получают дополнительной платы за работу с документами.

Причина-следствие дефицита учителей

Зарплата по МРОТ

В России в 2023 году зафиксировали рост заявок в педагогические вузы и колледжи, а общее число абитуриентов выросло почти на треть. Правда, по окончании учебного заведения квалифицированные педагоги кладут свои дипломы в стол и уходят работать в другую сферу, отметил Комков.

«Выпускники не идут работать по специальности, предпочитая трудиться по другим направлениям, только не учителями. Заработная плата педагогов очень низкая и в зависимости от регионов очень здорово различается. Это первый важнейший фактор», — подчеркнул руководитель Всероссийского фонда образования.

Общественный деятель Владимир Михайлов заявил «360», что единственная мера, которая позволит улучшить ситуацию с учительскими кадрами, — увеличение зарплат.

«Считаю, что если есть средняя зарплата по стране, то педагоги должны получать выше средней независимо от региона. Потому что это люди и профессия, которые учат будущее нашей страны. А государство, не думающее о будущем, не имеет никаких перспектив», — отметил он.

Фото: РИА «Новости»

«Учитель — обслуживающий персонал»

Комков также напомнил, что у учителей в современном обществе очень низкий социальный уровень и статус.

Поскольку в законе прописали, что образование — это услуга, учителя фактически превратили в обслуживающий персонал. Такая ситуация педагогов не устраивает. Поэтому и ученики, и родители порой обращаются с учителем очень по-хамски.

Сергей Комков

руководитель Всероссийского фонда образования, ученый

Учителя без «вышки»

Российское правительство несколько месяцев обсуждает возможность разрешить неквалифицированным специалистам преподавать в начальной и средней школах. Так, Минтруд в июле 2023 года представил документ, в котором описали возможные вакансии для студентов вузов по определенным направлениям.

Недавно стало известно, что на заседании Саратовской областной думы парламентарии предложили допустить студентов педагогических колледжей вести уроки в начальной школе и обучать по дошкольной программе, сообщил новостной портал «Саратов 24». Так местные власти надеются снизить дефицит педагогов в регионе.

Фото: РИА «Новости»

Несмотря на острую нехватку учителей и попытки хоть как-то разрешить ситуацию, учитель и профориентолог Наталья Тихонова заявила «360», что она категорически против такой инициативы.

«На мой взгляд, начальная школа — один из важнейших периодов становления личности человека. И закладывать разумное, доброе, вечное должен опытный педагог, умеющий найти подход к каждому ребенку и имеющий в практике (а не только в теории) большой арсенал инструментов работы. Обучение в колледже и вузе имеет мало общего с работой в школе, тренироваться на малышах не нужно», — объяснила она свою позицию.

Комков согласился, что допускать к преподаванию «недоучек, не знающих азов педагогики», особенно в младшие классы, опасно и чревато серьезными последствиями. Ученый напомнил, что раньше в начальной школе трудились учителя, окончившие специализированные педагогические училища.

Студентов обучали серьезным основам педагогики. А если студентов из колледжа запустить в школу, то они наворотят такое, что потом мы будем расхлебывать всю оставшуюся жизнь.

Сергей Комков

руководитель Всероссийского фонда образования, ученый

Михайлов, в свою очередь, подчеркнул, что если студенты встанут на место учителей, то качество образования заметно снизится.

«Можно задать вопрос властям: как вы считаете, если отправить хирурга первого курса медицинского университета делать операции, что тогда будет? В сфере преподавания примерно так же. Этого быть не должно», — констатировал эксперт.

Студенты на занятии в колледже
Фото: Студенты на занятии в колледже/РИА «Новости»

Радикальные способы восполнить дефицит учителей

Иногда решения в сфере образования заставляют некоторых родителей взяться за сердце. К примеру, недавно в Госдуме предложили разрешить судимым за особо тяжкие преступления преподавать в школах. Опять же с целью как-то набрать недостающие кадры, пусть и столь радикальным способом.

Вскоре председатель нижней палаты Федерального собрания Вячеслав Володин назвал инициативу «ошибкой» и посоветовал отозвать законопроект, ведь работа осужденных за тяжкие преступлениях в образовательных учреждениях напрямую противоречит Трудовому кодексу России и интересам детей (а также спокойствию родителей).

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте