От окаменелостей до призраков. Пятнадцать фактов и легенд о метро Москвы
:focal(0.54:0.56):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNC83LzE5MzUwNTA1LWdhZi1ybjA1LTAwMS5qcGc.webp?w=1920)
О Московском метрополитене, который недавно отметил 89-летие, ходит множество мифов и легенд. Но есть и не менее интересные факты — от особенностей строительства до древних находок в мраморной плитке, выложенной на станциях. Самые увлекательные истории о столичной подземке собрал 360.ru.
Девять необычных фактов о московском метро
1. Метро появилось благодаря червям
Первые станции метро приходилось строить вручную: тоннели выкапывали не специальными машинами, а кирками и лопатами. Процесс стал в разы легче, когда англичанин Марк Брунель придумал «проходческий щит» — автоматизированную конструкцию для прокладки тоннелей.
По легенде, он изобрел это благодаря корабельным червям: Брунель заметил, что голова червя покрыта прочной раковиной с зазубренными краями. Именно с ее помощью он мог буравить дерево, оставляя на стенках позади себя защитный слой извести.
В СССР для строительства московского метро такие щиты стали применять с 1934 года. Первую машину купили в Англии, но спустя несколько месяцев советские конструкторы смогли собрать отечественный аналог — через пару лет таких щитов было уже больше 40.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNC83LzE5MzQwNzIzLWdhZi1ybjA1LTAwMS5qcGc.webp?w=1920)
2. Из наземки в подземку за неделю
Московское метро начали строить в ноябре 1931 года. Тогда планировали, что этот вид транспорта будет наземным: под землей должны были располагаться только небольшие участки трассы в самом центре столицы.
Однако в начале 1932 года 27-летний инженер управления Метростроя Вениамин Маковский предложил строить метро на глубине 35 метров — для сравнения, такой высоты достигают десятиэтажные дома. Его идея не понравилась почти никому, ведь в СССР опыта таких работ не было. Но Иосиф Сталин одобрил задумку — план подземки создали всего за неделю.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNC83LzE5MzMwNzIzLWdhZi1ybjA1LTAwMS5qcGc.webp?w=1920)
3. Схему метро Москвы сделали разноцветной ради иностранцев
Метро заработало в столице 15 мая 1935 года — тогда оно состояло из 13 станций и двух линий: от «Сокольников» до «Парка культуры» и от «Смоленской площади» до «Библиотеки имени Ленина».
Со временем метро разрасталось, его схема становилась сложнее, но оставалась черно-белой. Цветной она стала только в 1957 году — из-за иностранных студентов, которые приехали в СССР перед началом Всемирного фестиваля молодежи. Многие из них не понимали русский язык, поэтому объяснить маршрут гостям было сложно.
Чтобы студенты могли проще ориентироваться в метро, схему сделали цветной: три ветки раскрасили в синий, зеленый и красный, а Кольцевая линия стала коричневой. Такой цвет выбрали неслучайно — он получался при наложении трех красок друг на друга во время печати.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMy81LzE5NTctMS5qcGc.webp?w=1920)
4. Война не остановила строительство
В годы Великой Отечественной войны строительство метро не прекращалось: строители продолжали работать над запуском третьей очереди подземки. Новые станции появлялись на юге и востоке столицы. За годы войны удалось возвести более 13 километров тоннелей и открыть сразу семь новых станций.
5. Московское метро не работало всего один день
Во время войны не останавливали не только расширение метро Москвы, но и его работу. Жители использовали подземку не только как транспорт, но и как бомбоубежище. На платформах и в тоннелях во время авианалетов противника прятались сотни тысяч человек.
Метро работало для москвичей каждый день, кроме 16 октября 1941 года. В тот день его впервые закрыли по приказу члена президиума Верховного Совета СССР Лазаря Кагановича. Враг подступал к Москве, и, опасаясь, что метрополитен попадет в руки фашистов, Каганович велел частично затопить его и частично заминировать.
План в действительность так и не привели — приказ отменили вечером того же дня, и 17 октября метро снова заработало.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNC83LzE5NDIwODIyLWdhZi1ycjE2LTAwMi5qcGc.webp?w=1920)
6. Метро сменило род
Слово метро изначально было мужского рода. Поэтому лозунги советских времен звучат странно для современных россиян, которые привыкли, что род метро средний.
«Наш метро — лучший в мире!» — писали на старых плакатах.
Хотя само слово «метрополитен» в Москве в первый раз произнесли еще в 1901 году.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNC83LzIwMTgwODEwLWdhZi11NDAtNzEwLmpwZw.webp?w=1920)
7. Мозаика из блокадного Ленинграда
Мозаику, которая сейчас расположена на «Новокузнецкой», собрали в Ленинграде во времена блокады. Сперва над ней работали три человека — мастер-мозаичист Владимир Фролов и два его ученика, но потом остался только сам Фролов. Когда мастер завершил работу, он скончался от истощения.
Мозаики доставили в Москву, чтобы установить на «Павелецкой», но там они уже не были нужны. Никто не верил, что Фролов сможет сделать работу в таких условиях, поэтому проект изменили. Чтобы его труд не пропал, архитектор «Новокузнецкой» решил установить мозаики там.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMy81L3JpYS02NTQ0MjgxbHIuanBn.webp?w=1920)
8. «Смоленская» и «Арбатская» раздвоились
В московском метро есть две «Арбатские» и две «Смоленские» станции. Так произошло из-за авиаудара противника в годы войны. Бомба упала в тоннель между двумя станциями, который тогда залегал неглубоко, и разрушила его. В результате приняли решение построить эти станции снова, но гораздо глубже.
Новый участок, который дублировал разрушенный, строили в тайне. Его открыли в 1953 года. Старые станции решили восстановить после войны — в 1958 году их открыли в составе Филевской линии.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNC83LzIwMDYwMjI1LWdhZi1yazM0LTA2OS5qcGc.webp?w=1920)
9. Рай для палеонтологов
Стены на станциях московского метро облицованы мрамором и известняком, в некоторых из них можно увидеть окаменевших обитателей древних морей. Для этого даже не нужен микроскоп — их размер превышает 50 сантиметров.
Самым старинным окаменелостям, которые есть в столичной подземке, более 300 миллионов лет, а самым молодым — не менее 70 миллионов. Там есть окаменевшие кораллы, губки, морские ежи, морские лилии, гастроподы, брахиоподы и другие вымершие виды.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMy81L29rYW1lbmVsb3N0aS1tZXRybzItMDEuanBn.webp?w=1920)
Шесть мифов и легенд московского метро
1. «Метро-2»
Есть легенда, что под действующим метрополитеном, на глубине от 50 до 120 метров, построили вторую систему подземки, которая получила название «Метро-2». Секретные станции, по слухам, создавали в 1930-е годы по приказу Сталина — чтобы эвакуироваться в случае войны.
Считается, что попасть в «тайное метро» можно из Кремля, через служебные помещения красной ветки. «Метро-2» готово для проживания правительства — там есть как провизия, так и «ядерная кнопка».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMy81L21hcG1ldHJvMi5qcGc.webp?w=1920)
2. Секретный бункер Сталина
Одна из веток «Метро-2» якобы ведет в секретный бункер-бомбоубежище Сталина, который находится под его дачей в Кунцеве. Туда же проложен автомобильный тоннель, начинающийся у общественной приемной Минобороны на Мясницкой улице и проходящий через Кремль.
Объект, о котором идет речь, засекречен до сих пор — неизвестно, для каких целей его использовали.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMy81LzIyX2NEWTFXbWIuanBn.webp?w=1920)
3. Кольцевая линия московского метро — по зодиаку
Множество легенд и суеверий связывают с Кольцевой линией московского метрополитена. Например, астрологи считают, что столица поделена на 12 секторов, каждый из которых связан с определенным знаком зодиака.
Овну соответствует «Курская», Тельцу — следующая за ней «Таганская» и так далее. Однако неясно, на какие преимущества могут рассчитывать люди, рожденные под определенным знаком зодиака, на «своей станции».
Своя примета есть и у студентов. Они считают, что перед экзаменами нужно проехать по Кольцевой полный круг: тогда сдать предмет будет проще.
4. Станция метро «Физтех»
Есть легенда и о станции метро «Физтех», которую якобы строили в середине 1990-х годов. Она должна была появиться на серой ветке, сразу после «Алтуфьевской», но так и не открылась. При этом на картах подземки название новой станции появлялось, но на короткое время.
Этом миф родился благодаря студентам МФТИ, отмечавших 1 апреля 1996 года. Они в шутку подклеили название «новой станции» к реальным схемам метрополитена. Дополнение скоро заметили, наклейки удалили, но «Физтех» успел попасть в разные справочники, которые не проверили информацию.
Но теперь шутка стала реальностью: станция метро с таким названием открылось в Москве. Только не на серой, а на салатовой — Люблинско-Дмитровской линии.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNC83LzIwMjMwOTExLWdhZi1yazM5LTA0My5qcGc.webp?w=1920)
5. Эскалатор-убийца
На «Воробьевых горах» был нерабочий эскалатор — по легенде, его отключили из-за множества жертв. Якобы эскалатор стал двигаться с огромной скоростью, убивая и калеча всех пассажиров, которые были на нем.
Реальная история гораздо проще и без погибших или раненых. Станция находится на Лужнецком метромосту, который строили в спешке. Поскольку при строительстве добавляли соль, чтобы бетон не мерз, мост растрескался уже через год. В 1963 году станцию и мост решили закрыть — они вновь заработали только через 19 лет. Тот эскалатор после реконструкции решили не восстанавливать.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNC83LzIwMjMwNTAxLWdhZi11MDMtMDI2LmpwZw.webp?w=1920)
6. Привидения московского метро
Есть много мифов о привидениях, обитающих в тоннелях столичной подземки. Самыми известными считаются Черный машинист и Путевой обходчик.
По легенде, в конце 1990-х в тоннеле сошел в рельсов и загорелся один из поездов. Машинист смог довезти состав до платформы и вывести пассажиров, но сам скончался через три дня в больнице. Пожар начался из-за неисправности вагонов, находившихся в аварийном состоянии, но начальство свалило всю вину на погибшего, не выплатив его семье никакой компенсации.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNC83LzIwMjQwNzAxLWdhZi11MDMtMDA5LmpwZw.webp?w=1920)
После этого работники метро стали часто встречать в тоннелях человека с обгоревшей кожей — Черного машиниста, ищущего справедливости.
А Путевой обходчик, по легенде, не ищет справедливости, а просто продолжает работу. По словам сотрудников Сокольнической линии, раньше там работал мужчина, который 40 лет был обходчиком. Он умер в 82 года, однако не перестал выполнять свои обязанности, поэтому сотрудники часто видят его призрак в тоннелях.