Аль Пачино — 85: первый после Чехова
:focal(0.34:0.45):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMDcwMTAxLWdhZi11NTQtMjAzNTYuanBn.webp?w=1920)
Аль Пачино, урожденный Альфредо Джеймс Пачино, 25 апреля празднует 85-летие в статусе одного из величайших актеров второй половины XX века — начала XXI века. Он сыграл огромное количество ролей, более того, продолжает сниматься и сейчас. О пяти его ролях, мимо которых пройти либо нельзя, либо, наоборот, они подзабыты, — в материале 360.ru.
«Адвокат дьявола» (1997)
Режиссер: Тейлор Хекфорд
Люди до сих пор спорят: кто лучше — The Beatles или The Rolling Stones, Марлен Дитрих или Грета Гарбо? К этим вечным спорам добавляется еще один: кто сыграл Сатану лучше — Роберт де Ниро в «Сердце ангела» или Аль Пачино в «Адвокате дьявола»?
Решайте сами, но, безусловно, Аль Пачино появляется на экране в ленте чаще, полнее.
Это образцовая картина, эталонная во многом. Причем оригинал — книга — удивительно слабая работа. Она пустая, водянистая, тусклая. А вот фильм — совсем другая история. Великолепная! Во многом благодаря шикарному актерскому дуэту Аль Пачино и Киану Ривза. Хотя весь каст в ленте хорош. Как вам Шарлиз Тэрон, например?
Аль Пачино играет дьявола обманчиво мягкого, соблазнительного и опасного. Очень вредного дьявола, потому что многие после этой ленты захотели стать таким, как он. Он ведь и не злой вовсе, да? Нет, нет, хуже зла — он есть вечность, которая никогда не кончится.
Монолог Аль Пачино (его героя Джона Милтона) в финале ленты — вершина убедительности. Да, правда, то был век Люцифера. Ну и, конечно, та самая фраза в самом финале под песню «роллингов», которая, один раз увиденная, навсегда остается с вами: «Определенно, тщеславие — самый любимый из моих грехов».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMTUwNDA4LWdhZi11NTUtMjAyLmpwZw.webp?w=1920)
«Пугало» (1973)
Режиссер: Джерри Шацберг
Не факт, что вы видели этот фильм. Еще молодой, но уже сияющий Аль Пачино играет одного из бродяг. Роль второго принадлежит недавно почившему Джину Хэкмену. Само кино, с одной стороны, социально, с другой — мечтательно и наивно. Оно учит сострадать, и это прекрасно.
Однако важно сказать о другом. Аль Пачино, как известно, исповедует актерскую игру по заветам Станиславского и Чехова. И вот, чтобы стать бродягой, актер долгое время сам ночевал под мостами, носил лохмотья — в общем, бомжевал; к счастью, солнце Калифорнии согревало. Так учат играть в университетах. Вернее, учили.
В «Пугале» Аль Пачино примеряет на себя один из любимейших своих образов — маргинала, аутсайдера, изгоя, выброшенного на обочину.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMTUwMTI1LWdhZi11NTUtMDQ2LmpwZw.webp?w=1920)
«Крестный отец» (1972)
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Ссовсем другая история: Аль Пачино играет не самого главного (пока что), но хозяина жизни. Это его второе амплуа. И он знает, как сделать шедевр.
В «Крестном отце» Аль Пачино получил роль молодого Майкла Корлеоне. За ним смотрит великий Марлон Брандо. Смотрит и благословляет. Аль Пачино на эту роль брать не хотели. Там и Делон, и Николсон в кандидатах ходили. А вот Фрэнсис Форд Коппола сказал: «Нет, пусть Майкла сыграет этот скромный парень из Нью-Йорка». И Аль Пачино сыграл.
Он вроде бы хозяин жизни — так же? Но сколько в нем отчаяния, сколько желания и стремления подчинить мир вокруг своей волей!
Та же самая история — в легендарном «Лице со шрамом». Этот взгляд пронзает, точно рапира или даже шампур. Потому что дальше будет прожарка. Да, меняется, ломается Корлеоне, но и сам зритель модифируется тоже.
Зрителя подчиняют. Вся эта роль — о подчинении. Потому что метаморфоза, происходящая с Майклом, приходит не извне, а изнутри его в первую очередь, хотя принято считать наоборот. Это голос крови, древний голос; он подчиняет.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMTUwNDA4LWdhZi11NTUtMTM5LmpwZw.webp?w=1920)
«Схватка» (1995)
Режиссер: Майкл Манн
От злодейского роли — к роли положительной. В «Схватке» Майкла Манна Аль Пачино сходится в кадре с вечным другом и оппонентом Робертом де Ниро. На кого вы делаете ставку? Кто вам милее?
Роберт де Ниро играет гениального злодея, а вот Аль Пачино — упертого детектива, который, как и противник, лучший в своем деле. Вообще этот их диалог на ланче — про лучшего — как бы отсылает зрителя к реальной жизни.
В «Схватке» Аль Пачино показал другого себя. Понятно, что он уже все умеет и все всем доказал. Но тут он на фоне, казалось бы, совсем другой истории — той, что об ограблении, борьбе добра и зла — показывает борьбу этих самых добра и зла внутри человека, являет зрителю моральную подоплеку Дела Жизни, рожденного не только чувством долга, но и внутренней травмой.
Вот только как совместить это с жизнью личной? Герой Аль Пачино Винсент Ханна — человек на разрыв.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMDcwMTAxLWdhZi11NTQtMTgwNjItMS5qcGc.webp?w=1920)
«Донни Браско» (1997)
Режиссер: Майкл Ньюэлл
Вновь Аль Пачино работает в паре с молодым и ярким партнером — на этот раз с Джонни Деппом. И вроде бы все понятно, правда? Есть плюс-минус средней руки гангстер, а есть подсадная утка из правоохранительных служб. Преступник и коп — все просто, но как же хорош и глубок здесь Аль Пачино, являя нам мафиози, который одновременно жалок и страшен.
Все это сделано так филигранно, что по итогу мы жалеем его персонажа!
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS80LzIwMDcwMTAxLWdhZi11NTQtMTQ2NTguanBn.webp?w=1920)
Аль Пачино иллюстрирует легендарную фразу Жана-Поля Сартра, что «ад — это другие». А еще быт — это ад, потому что страшнее убийств может быть простатит, пленительнее мафии — собственная семья.
Это такой себе гангстер в быту, который уже давно сломлен, повержен, но отчаянно делает вид, что может подняться. Да, да, еще чуть-чуть — и встану, но… нет! Помогут ли близкие? Остались ли они вообще?
В этой ленте герой Аль Пачино безумно трогательный, а речь-то идет о мафиози. Однако он смог сделать все максимально убедительно.