«Заплати и спи спокойно». Налоговая амнистия не освободит от соблюдения закона
Юрист Хаминский: необходимо обсудить механизмы и перспективы налоговой амнистии
Предложенная президентом налоговая амнистия занимает умы многих экспертов, ее обсуждают в правительственных и деловых кругах. Какие у нее перспективы и по каким механизмам амнистия будет работать, «360» рассказал эксперт по вопросам налогообложения, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский. Он отметил, что от принятого решения будет зависеть судьба малого и среднего бизнеса в России на ближайшие шесть лет. Предпринимателям предстоит сделать выбор — выйти из тени, либо продолжать надеяться, что налоговая проверка их не коснется.
Далее — прямая речь эксперта.
Налоговая амнистия и ее базовые принципы
Прежде всего, давайте разберемся, что такое амнистия в классическом ее варианте. Это акт государства, которым привлеченное к ответственности лицо освобождается от исполнения оставшейся части наказания. При этом могут устанавливаться дополнительные требования, например, касающиеся признания вины или возмещения ущерба.
Конечно, налоговая амнистия принципиально отличается от той, которая принята в уголовном праве, но, тем не менее, базовые принципы государственного волеизъявления к ней применимы в полной мере.
«Это значит, что амнистия должна одинаково применяться к субъектам одной и той же категории, совершивших одни и те же правонарушения».
Александр Хаминский
Эксперт по вопросам налогообложения.
В связи с этим «нулевой» вариант, когда власти освобождают субъекты МСП от налоговых проверок за последние три года, попросту не применим. Во-первых, такой подход поощряет безнаказанность и наверняка станет стимулом для нарушения закона в будущем. Во-вторых, это грубо нарушит принцип справедливости.
Предположим, одну компанию только что проверили, начислили недоимку, пени и штрафы. А другую, с аналогичными показателями деятельности и нарушениями в «активе», взяли и простили. Это не только несправедливо, но и недопустимо.
Выход есть
Следующий вариант может предусматривать признание неуплаченных налогов, но освобождение от пени и штрафов. Здесь самая главная проблема — в правильности расчетов.
Дело в том, что в большинстве случаев потребуется провести так называемую налоговую реконструкцию в отношении нескольких миллионов субъектов предпринимательской деятельности, что физически и методологически невозможно ни предпринимателям, ни налоговым органам. А без реконструкции налогоплательщикам грозят неподъемные доначисления и, как следствие, привлечение к уголовной ответственности по статьям 198 и 199 УК РФ. Вряд ли при таких условиях предприниматели согласятся выйти из тени.
Но выход есть, причем довольно простой. Нужно предложить бизнесу задекларировать выведенные на «технические» компании денежные средства или объединенные обороты «раздробленных» компаний. После этого для «обеления» предприниматели уплачивают разовый сбор в размере 2-3% от заявленных сумм в случае, если такие средства остались в распоряжении предприятий. Например, пошли на строительство основных средств или приобретение технологий.
Но если эти деньги были обращены в личную собственность, такому предпринимателю нужно предложить подать специальную декларацию и уплатить НДФЛ в обычном размере — 13% или 15%. Тогда и бюджет будет пополнен, и гражданин сможет подтвердить источник своих доходов, чтобы пройти любой комплаенс.
«Получается, что с какой стороны ни посмотри, а главный принцип налоговых правоотношений никто не отменял: уплати налоги и спи спокойно».