Вся правда о черном ящике: как устроен последний свидетель катастроф
-
Последние слова экипажа, данные датчиков, точная траектория движения — все это в себе содержит «черный ящик». Найти этот предмет, который на самом деле ярко-оранжевого цвета, нелегко. Еще сложнее заставить его «разговаривать». Что представляет собой бортовой самописец, почему чаще всего он единственный выживший после крушения, как осуществляется дешифровка материала — об этом телеканалу «360» рассказали эксперты авиастроения.
Фото: РИА Новости
Как выглядит черный ящик
Непосвященный человек, увидев черный ящик, даже не поймет, что перед ним главный свидетель авиакатастрофы. Ведь бортовой самописец (а именно так его правильно называют), совсем не ящик, да и цвет его далек от черного. Самописец имеет форму сферы, капсулы или даже цилиндра и окрашен в яркий цвет — от оранжевого до ярко-красного, на корпусе большими буквами написано: FLIGHT RECORDER DO NOT OPEN. Закругленные углы устройства позволяют минимизировать повреждения после падения, а столь яркий цвет, редко встречающийся в природе, упрощает процесс поиска самописца.
Откуда же взялось название
Существует несколько версий. Одна из них связана с первым устройством черного ящика — для записи параметров в 40-х годах ХХ века использовалась фотопленка, и, чтобы избежать ее засвета, корпус окрашивали в черный цвет. По другой версии, так бортовой самописец окрестили журналисты, увидев обугленный после пожара корпус. Однако до сих пор ни одна из них достоверно не подтверждена.
Примечательно, что первые регистраторы полетной информации появились еще в 1939 году, однако обязательной их установка в лайнеры гражданской авиации стала лишь в 1960 году. Бортовое устройство регистрации (БУР), еще одно из названий черного ящика, используемое профессионалами, в середине XX века объединяло в себе и речевой, и параметрический самописцы. Однако после 1960-х годов было принято решение разделить их на два устройства.
Фото: РИА Новости
Что в черном ящике
Изначально «начинкой» черного ящика были фотопленка и специальная бумага, позже появились магнитные ленты на лавсановой основе и проволока. Но в XXI веке новые модели бортовых самописцев начали оснащать флеш-накопителями, похожими на те, что мы используем для хранения фотографий и других личных данных.
Специалисты постоянно работают над усовершенствованием бортовых самописцев, от начинки до внешнего вида. Например, в СССР долгое время выпускали бортовые устройства сферической формы, которые раскалывались от сильных ударов, как скорлупа, поэтому со временем БУРы вытянулись и стали напоминать капсулу.
Внутренняя защита «начинки» также претерпела изменения: если раньше полость между корпусом и устройством записи заполняли огнеупорным асбестом, то сейчас для этих целей используют специальный пластик, который начинает вспениваться при высокой температуре, сохраняя внутреннее содержание черного ящика. Неизменно только одно — надежный корпус из титана или сверхпрочной стали. У каждого производителя бортовых самописцев — своя технология, единого стандарта нет. Главная цель — сохранить максимум информации о полете.
Фото: Public domain
Заставить черный ящик говорить
Черные ящики обычно располагают в хвостовой части самолета, так как она меньше подвержена повреждениям. После авиакатастрофы специалисты начинают поиски, которые могут занимать несколько дней. Конструкторы предусмотрели и вариант падения самописца в море или реку — каждое устройство имеет маячок, включающийся при контакте с водой.
Бортовых устройств в самолете может быть больше двух, в зависимости от производителя, главная их функция — дублировать информацию с основных ящиков.
После нахождения всех самописцев и оценки их целостности, в соответствии с российским воздушным законодательством Межгосударственный авиационный комитет формирует комиссию по расследованию данного авиационного происшествия.
Часть информации гибнет, не переживая столкновения, и задача экспертов вытащить максимум записанных данных, как параметрических, так и речевых. За красивым словом «расшифровка» скрывается весьма банальный процесс — снятие параметрических данных и анализ переговоров пилотов. На этой стадии уже выдвигаются первые версии воздушной катастрофы — неисправность борта, ошибка пилотирующей команды или теракт. Окончательные итоги представляет комиссия.
«Эх, все. Это п****ц!»
Расшифровка переговоров пилотов показывает, что в падающем самолете ни атеистов, ни интеллигентов нет. Кто-то просит Господа простить их души, но намного чаще последнее, что фиксирует речевой самописец — нецензурная брань. «Эх, все, п****ц», записал бортовой магнитофон Ту-154 № 875 845, выполняющего рейс 03 июля 2001 года по маршруту Екатеринбург — Иркутск (потерпел крушение в аэропорту прилета, погибли 145 человек).
Последними словами экипажа Як-42, перевозившего хоккейную команду Ярославля в 2011 году стали: «Бл…ь!!!Андрюха!!!Все! П****ц!». Лаконичным «Все, п****ц» ограничился и командир рейса Ту-154Б в 1985 году в СССР. Борт направлялся по маршруту Карши—Уфа—Ленинград. Этот рейс признан крупнейшим по количеству жертв за всю историю советских авиаперевозок: тогда погибли 200 человек.
Фото: РИА Новости
Авиастроение — одно из самых активно развивающихся направлений в промышленности. К сожалению, даже несмотря на все новейшие технологии, не все ящики переживают катастрофу. Эксперты осторожно высказываются по поводу будущего бортовых самописцев — обсуждаются предложения фиксировать не только аудио переговоров пилотов, но и вести видеозапись. Возможно, ящики напрямую будут передавать запись на спутники или ближайшие авиабазы, тогда отпадет необходимость поиска самописцев на месте крушения.
Алла Егорова