Тверскую улицу в Москве расширят и сделают приятнее для пешеходов
-
На сайте "Активный гражданин" стартовало голосование за проекты благоустройства центральных улиц столицы, среди которых - и главная улица города - Тверская. План реконструкции предполагает расширение пешеходной зоны, замену тротуарной плитки и посадку липовой аллеи. По мнению экспертов, эти изменения сделают улицу более привлекательной для пешеходов, но менее удобной для автомобилистов. Еще один серьезный недостаток проекта - отсутствие новых пешеходных переходов и выделенных полос для общественного транспорта, сообщил свежий номер газеты "Известия".
План реконструкции Тверской улицы был разработан голландским архитектурным бюро West 8, которое реализовало проекты в Гамбурге, Лондоне, Нью-Йорке, Копенгагене и Шанхае.
По данным консалтингового бюро КБ "Стрелка", расширение тротуаров произойдет за счет сужения ширины полос проезжей части. Вместо асфальта на тротуаре появится гранитная плитка светлого и темного оттенков, что визуально разделит пространство на прогулочную и техническую зоны. Последняя будет ограждать пешеходов от проезжей части. Проектом намечено и вернуть на Тверскую улицу липовую аллею, которую беспощадно вырубили в 1990-х годах. Деревья высадят в грунт от Кремля до Пушкинской площади.
Глеб Витков, преподаватель Высшей школы урбанистики, считает, что сужение проезжей зоны в пользу пешеходов в Москве - хорошая тенденция.
"Есть надежда, что мы придем к тому, что в городе будет отдаваться предпочтение не строительству развязок, а организации общественных пространств, как это происходит в Европе или США", - считает он.
По его мнению, замена тротуарного покрытия и посадка лип сделают улицу красивей, но не сделают удобней для пешеходов.
"Печально, что при всей будущей красоте не решаются такие фундаментальные вопросы, как организация наземных переходов, велодорожек и выделенных полос для общественного транспорта. Все благоустройство сводится только к мощению и озеленению", - отметил эксперт.
"Липы – это очень хорошо, но прежде чем их посадить в грунт, необходимо провести топографическую съемку, ведь сейчас в Москве огромное количество коммуникаций. Неслучайно три года назад было принято решение высаживать деревья в кадки", - отметила Таисия Вольфтруб, президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России.
По ее словам, Тверская является главной магистралью мегаполиса, и расширение пешеходной зоны серьезно осложнит жизнь автомобилистов.
"Сейчас меня огорчает, что я не могу нигде припарковаться и зайти в любимый книжный магазин. Но если проезжая часть будет сужена, то эта проблема еще более усугубится", - заявила Вольфтруб.
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, отметил, что транспортная ситуация в столице и так одна из худших в мире, а сужение Тверской улицы не способно ее сильно изменить.
"Нам легче не станет, пока мы не откажемся от привычки совершать поездки в центр города на автомобиле. А цивилизовать городскую среду вполне по силам уже сейчас", - уверен он.
Блинкин считает программу "Моя улица", в рамках которой уже прошли реконструкции таких улиц, как Маросейка и Мясницкая, явным ущемлением прав московских автомобилистов. Но уверен, что городу это пойдет на пользу.
"Не существует сладкой для всех таблетки. Мы или улучшаем пропускную способность, или гуманизируем городскую среду. И я делаю выбор в пользу пешеходов, хотя у меня, как у старого автомобилиста, кошки на душе скребут", - сказал он.
"Эстетическая точка зрения, как мне кажется, не главная в этой ситуации, если цена вопроса - ухудшение транспортной ситуации. Я за то, чтобы было больше пешеходных зон, это направление я поддерживаю. Но если вы все-таки собираетесь оставлять автомобильное движение на этой улице, сделайте его достаточно комфортным для автомобилистов. Не надо отбирать у них жизненное пространство", - недоволен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
"Тверская - одна из главных автомобильных артерий Москвы, и, честно говоря, тротуары там и так очень широкие. На мой взгляд, это решение несколько опрометчивое. Реконструкция может усугубить ситуацию и сделать так, что там будут постоянные заторы. А на Тверской и так непростая ситуация", - сетует он.
Похмелкин заявил, что нужно сужать тротуары.
"Смысла в расширении и без того широких тротуаров я не вижу. Отнимают у проезжей части место, там образуются пробки, а что это дает пешеходам? Тогда уж пусть совсем закрывают для движения Тверскую, но в этом случае надо дублер находить. Я не понимаю, как это можно сделать", - заключил он.
Урбанист Ярослав Ковальчук убежден, что сужение полос и снижение скорости положительно скажется на дорожном движении по Тверской, поскольку максимальная пропускная способность улицы достигается при скорости 40-50 километров в час.