День в истории, 31 августа

-

31 августа 1892 года Павел Михайлович Третьяков передал в дар городу Москве свою художественную галерею. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и восемь рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850 года, хотя годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Третьяков приобрел две картины русских художников: "Искушение" Н. Г Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" В.Г. Худякова. Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила еще в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. В 1902-1904 годах появился знаменитый фасад, разработанный архитектором В.Н. Башкировым по рисункам художника В.М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А.М. Калмыков. В 1918 году Третьяковская галерея была объявлена "государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики" и получила название Государственная Третьяковская галерея. В 1928 году в галерее был произведен серьезный ремонт отопления и вентиляции, в 1929 году проведено электричество. В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания. В годы Великой

Отечественной экспозиция Третьяковки была эвакуирована в Новосибирск особым поездом, состоявшим из 17 вагонов. Лишь 17 мая 1945 года Галерея была вновь открыта в Москве. Здание Третьяковской галереи многократно перестраивалось и расширялось, а в 1986 году было закрыто на капитальный ремонт, который затянулся на десять лет, в связи с распадом СССР и экономическими трудностями. В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуры, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI - начала XXI веков.

31 августа 1920 года на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде был выпущен первый танк серии "Renault-русский". Несмотря на то, что машина была почти полностью скопирована  с французского легкого танка Renault FT-17, это первый танк отечественного производства. В качестве образца для производства на Сормовском заводе использовали французский танк, захваченный Красной Армией в марте 1919 года, и отправленный в подарок Ленину в Москву. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение - с Путиловского, двигатели - с завода АМО. Задача "копирования" французского танка оказалась сложной, поскольку ни технической документации, ни многих деталей попросту не было. Предстояло подгонять под размеры танка двигатель Fiat - возможности изготавливать другие двигатели в то время не было. В целях координации действий заводов-изготовителей агрегатов танка, при Совете военной промышленности была создана специальная комиссия, в которую вместе с инженерами из Советской России, вошли два специалиста из Франции, ранее работавшие на заводах Renault и сочувствовавшие советской власти. С октября по декабрь 1919 года спецбригада конструкторов выполнила около 130 чертежей узлов и агрегатов танка. Каждый из выпущенных танков типа "Renault-русский" имел имя собственное, дававшееся прямо на заводе, непосредственно после постройки машины. Имена выбирались в духе того времени, в основном в рамках революционной тематики. Первый выпущенный образец танка получил имя "Борец за свободу товарищ Ленин". Было выпущено 15 машин, и все они поступили на вооружение Красной Армии, однако ни в каких боевых действиях не участвовали. После снятия с вооружения в 1930 году, все танки типа "Renault-русский" были постепенно разобраны, и ни одного экземпляра до наших дней не сохранилось.

31 августа 1914 года в связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений указом Николая II столица Российской Империи – город Санкт-Петербург был переименован в Петроград. На следующий день вышел экстренный выпуск газеты "Биржевые новости": "Мы легли спать в Петербурге, а проснулись в Петрограде!.. Кончился петербургский период нашей истории с его немецким оттенком… Ура, господа!..". Петроградом город оставался до 26 января 1924 года, когда, после смерти Ленина, получил имя Ленинград. Историческое название  Санкт-Петербург было возвращено городу 6 сентября 1991 года.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте