«Союз, заключенный на небесах». Как будет развиваться сотрудничество России и Китая?
В среду состоялся восьмой визит председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в Россию. По итогу встречи с Владимиром Путиным китайский лидер назвал его своим самым близким другом. Главы государств обсудили развитие экономических отношений и схожие взгляды на определенные политические вопросы. «360» узнал у экспертов, как будут развиваться отношения России и Китая, и почему будущее выступление Цзиньпина на ПМЭФ играет важную роль.
По итогам встречи двух лидеров были заключены межправсоглашения, нацеленные на дальнейшее расширение использования рублей и юаней в двусторонней торговле. Президент России также сообщил, что обе страны поддерживают стабилизацию ситуации в Венесуэле и намерены поддерживать сотрудничество в Сирии. Речь зашла и о развитии туризма, ведь в прошлом году, по словам президента, Китай посетили порядка 2,2 миллиона россиян. В свою очередь в России побывали более 1,7 миллиона граждан КНР. Помимо этого, лидеры стран обсудили возможность создания российско-китайского сельскохозяйственного холдинга в Приморье.
США объединяет и разъединяет
Говорить про отношения России и Китая без упоминания США просто невозможно. У первых отношения напряженные всегда, а у вторых идет торговая война. Британский политолог Маркус Пападопулос считает, что это является одним из основных факторов, почему в последние десять лет отношения между Китаем и Россией находятся на самом высоком уровне за всю историю их взаимоотношений.
«Они осознали, что, несмотря на свои различия и взаимные подозрения, им необходимо работать вместе, чтобы попытаться не только гарантировать свою независимость, возможность свободно преследовать свои внешнеполитические интересы по всему миру, но и попытаться ограничить американскую агрессию в мире», — говорит собеседник «360».
Эксперт считает, что Россия старалась развивать хорошие отношения с Китаем еще после развала СССР, а с приходом Путина аспект экономического сотрудничества только увеличился. Эти отношения двусторонние и выгодные. Китайцы видят бизнес возможностей с Россией - и наоборот.
Но политолог уверен, что хоть США с одной стороны и влияют положительно на отношения двух стран, с другой стороны, именно они и не дают России с Китаем сильно укрепить свой союз.
Китаю невыгодно ссориться с США. Собеседник напоминает, что у России и США исторически отношения не складываются. И самое важное: Россия не зависит экономически от США. А вот Китай зависим. Экономически прогресс, который Китай сделал в свое время, так или иначе основывался на его связях с США. Поэтому китайцы не хотят ссориться и протестовать против них так, как это делает Россия. Они не могут себе это позволить, потому что если их экономические отношения уничтожатся, то Китай будет в очень затруднительном положении.
Экономист Бен Эйрис также отмечает роль США в объединении России и Китая. Однако напоминает, что США и Китай не являются естественными союзниками. Им скорее свойственно быть врагами. Именно поэтому отношения двух государств являются крайне противоречивыми.
По крайней мере так было до последнего времени. С приходом Трампа все изменилось. Он больше сфокусирован на торговом дефиците и меньше заинтересован в потенциале рынка. Его политика агрессивна. Если с Россией США всегда были очень агрессивны, то сейчас они стали такими и в отношении других стран — Китая и Мексики.
Китаю нужны союзники, России они тоже нужны в противостоянии с Западом. По словам Эйриса, Россия и Китай тоже не являются естественными друзьями, но обстоятельства привели к своего рода «браку по расчету». Еще их объединило общее желание создать многополярный мир. Путин очень часто и ясно давал это понять, а Китай это принял. Это значит, что он не хочет быть доминирующей силой, и осознает, что власть следует делить с остальным миром.
«Китай хочет своего рода систему, где каждый может сесть за стол и высказать свое мнение. И где оно будет учитываться. В то время, как США, очевидно, следует агрессивному однополярному взгляду на мир», — заключает эксперт.
Брак по расчету
Си Цзиньпин будет не только присутствовать на Петербургском экономическом международном форуме, но и выступит на пленарной сессии в качестве почетного гостя. Политолог Пападопулос считает, что это демонстрирует, какую важность придает Китай своим экономическим отношениям с Россией. Цель пребывания на ПМЭФ — это сделать отношения между странами еще лучше.
«Он будет общаться там не только с русскими министрами, которые отвечают за экономику, но еще и с русскими бизнесменами, которые рассматривают возможность инвестирования в Китай и помощи в развитии инфраструктуры», — говорит эксперт.
Да и китайская сторона тоже заинтересована в инвестициях в Россию и желании иметь больше дел с ней. Бен Эйрис подмечает важную деталь: когда Си Цзиньпин только вступил на должность главы Китая, он первым делом поехал в Россию. Это о многом говорит.
Китайцы скупают акции в ведущих российских компаниях, потому что видят в этом хорошее финансовое вложение. Для России это здорово, потому что она не получает никаких инвестиций от Запада. Китай же предоставляет необходимые деньги и опыт в технологиях.
«То, что начиналось как брак по расчету, превратилось в настоящие рабочие отношения. Но все равно нужно смотреть на эти отношения не как на что-то естественное, а как на что-то, что дает финансовую выгоду обеим сторонами. Это инвесторские отношения», — убежден экономист.
Приезд китайского лидера на ПМЭФ как раз и направлен на то, чтобы эти отношения развить и собрать больше деловых связей. Китай выбрал финансовые вложения в Россию, потому что считает ее перспективным рынком.
Стоит отметить, что в риторику брака по расчету удачно вписываются и взаимоотношения двух стран с КНДР. Если Россия старается эти отношения укрепить, то Китай наоборот постепенно отстраняется. Он не хочет, чтобы Северная Корея создавала лишние проблемы в отношениях с США.
«Китай также чувствует стыд за некоторые действия и поступки КНДР. Так что в некотором смысле это возможность для России возродить свою доминацию над Северной Кореей», — добавляет Маркус Пападопулос.
По его мнению, Ким Чен Ын это тоже понимает, а потому приехал в Россию, чтобы увидится с Путиным.
Несмотря на всю выгоду российско-китайских отношений, Бен Эйрис считает, что в долгосрочной перспективе «браку по расчету» все-таки придет конец. Через тридцать лет, когда Китай станет суперсилой, отношения двух стран станут все более незначительными. Китай перестанет нуждаться в России.
Но это в долгосрочной перспективе, а сейчас все довольны.