Что эти президенты забыли у нас в тетрадях? Михалков разложил суть борьбы за детей 90-х

Фото: РИА «Новости»

На XIII Петербургском международном юридическом форуме прозвучала речь, выходящая далеко за рамки обычных публичных выступлений. Режиссер Никита Михалков выступил с глубоким, почти философским анализом потрясений и вызовов, стоящих перед Россией. Особое внимание привлек его центральный тезис: великая держава может потерять устойчивость за считаные дни, если разрушится ее духовный фундамент. О каком фундаменте шла речь и почему сегодня он под угрозой — в материале 360.ru.

Что держало страну вместе

Михалков начал с разбора не столько политических, сколько экзистенциальных причин распада СССР. Он указал на феномен, который часто ускользает от внимания аналитиков: роль поколения фронтовиков как живой цементирующей силы.

«Эти люди стали уходить. Вера была загнана под асфальт. Держать стало не на чем», — отметил режиссер.

По словам Никиты Сергеевича, фронтовики были живой памятью, носителями общего трансцендентного опыта — опыта великой жертвы, подвига и победы.

Фото: РИА «Новости»

Авторитет ветеранов был внеиерархическим: например, первый секретарь ЦК и простой токарь могли мгновенно найти общий язык, вспоминая события 1943 года. Это создавало уникальную социальную ткань, прошитую нитями общего смысла.

Уход этого поколения создал ценностный вакуум. Попытки заполнить его «энтузиазмом» — масштабными стройками, культурными проектами — провалились, потому что, как метко заметил Михалков, энтузиазм «продукт скоропортящийся». Он не может заменить подлинный, выстраданный смысл.

Представить себе, что страна обрушится за трое суток, за три дня, <...> кто-нибудь из нас мог? Никто. Но это случилось. Почему? Потому что корень был вынут. Осознанно, аккуратно.

Никита Михалков

Как сознание поколения перепрограммировали с помощью тетради

В качестве примера мягкой силы, с помощью которой постепенно подменяли культурный код в лихие 90-е, режиссер привел обычную школьную тетрадь тех годов.

«На первой странице — имя, фамилия, школа. А на обратной — четыре американских президента. Ни таблицы умножения, ни гимна России нет. <…> Каждый день миллионы детей вынимают тетрадку и видят четырех американских президентов», — заявил Михалков.

Фото: РИА «Новости»

Как пояснил режиссер, здесь важно не само изображение, а принцип. Это тонкая, ежедневная, почти невидимая инъекция чужих символов в самое уязвимое пространство — детское подсознание.

Повторяемость и обыденность делали процесс незаметным и потому необратимым. Результат, по словам знаменитости, налицо: сформировано поколение, которое может знать чужих правителей лучше, чем основы родной культуры.

Незаметно, очень аккуратно мы приходим к тому, что дети не знают таблицу умножения, но знают четырех американских президентов.

Никита Михалков

Это классическая операция по культурной инженерии: сначала заменить символы, затем — ценности, а в итоге — идентичность.

Выбор Невского как компас для современности

Чтобы показать, почему вопрос ценностей можно отнести к вопросам выживания, Михалков обратился к одному из ключевых моменту русской истории — выбору Александра Невского.

Перед князем стояла дилемма: принять помощь Запада (латинян) в борьбе с Ордой, но ценой смены веры, или сохранить духовный суверенитет, признав временное политическое подчинение Востоку.

Фото: РИА «Новости»

Невский выбрал веру. Он предпочел платить дань, но сохранить православную идентичность — тот самый корень, о котором говорит Никита Сергеевич. Этот выбор на столетия определил путь России и оказал влияние на сегодняшнюю реальность.

Если бы тогда этого не случилось, мы бы с восторгом принимали открытие Олимпийских игр в Париже, не понимая, что это бесовщина. А откуда дети будут это знать, если им этого не дают?

Никита Михалков

Кинематографист подчеркнул, что историческая память — это, по сути, иммунная система нации. Без нее общество потеряет способность отличать свои интересы от чужих, а созидание — от разрушения, особенно если последнее выглядит ярко и привлекательно.

«Русский» — это прилагательное

Отдельное внимание в своем выступлении Михалков уделил самому определению «русский». По словам режиссера, особенно важно разобраться в нем сейчас, когда коллективная матрица вовсе пытается отменить это понятие.

Режиссер предложил глубокое с лингвистической и философской точек зрения объяснение.

Что такое имя существительное: кто, что? «Француз», «американец», «немец». И прилагательное: какой? «Русский». Русским может быть любой, кто ощущает, понимает, чувствует.

Никита Михалков

Кинематографист подчеркнул, что речь идет не о биологической или этнической категории, а культурно-духовном выборе и состоянии души, причастности к определенной системе ценностей.

Михалков напомнил о примере художника Исаака Левитана. Еврей по происхождению, он стал величайшим русским пейзажистом.

Фото: РИА «Новости»

Битва за право быть

Финальную часть речи Никита Сергеевич посвятил лидеру страны, который сохраняет спокойствие в условиях глобальной конфронтации. Однако, по словам режиссера, даже самый сильный человек не может тащить все на себе в одиночку. Михалков призвал россиян объединиться.

По его словам, сейчас Россия ведет важнейшую битву — битву за право быть. Завершая выступление, кинематографист предложил поднять тост. Его слова были исчерпывающими.

«За победу. За нашу победу», — сказал он.

Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте