Что эти президенты забыли у нас в тетрадях? Михалков разложил суть борьбы за детей 90-х
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi81MzUzMy1naWdhcGl4ZWwtaGlnaC1maWRlbGl0eS12Mi0yeC5qcGVn.webp?w=1920)
На XIII Петербургском международном юридическом форуме прозвучала речь, выходящая далеко за рамки обычных публичных выступлений. Режиссер Никита Михалков выступил с глубоким, почти философским анализом потрясений и вызовов, стоящих перед Россией. Особое внимание привлек его центральный тезис: великая держава может потерять устойчивость за считаные дни, если разрушится ее духовный фундамент. О каком фундаменте шла речь и почему сегодня он под угрозой — в материале 360.ru.
Что держало страну вместе
Михалков начал с разбора не столько политических, сколько экзистенциальных причин распада СССР. Он указал на феномен, который часто ускользает от внимания аналитиков: роль поколения фронтовиков как живой цементирующей силы.
«Эти люди стали уходить. Вера была загнана под асфальт. Держать стало не на чем», — отметил режиссер.
По словам Никиты Сергеевича, фронтовики были живой памятью, носителями общего трансцендентного опыта — опыта великой жертвы, подвига и победы.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8xNzE1OTA1MzQtMC04MC0yMzk5LTE0NDEtNjUweDAtODAtMC0wLTRmZDljODc4MDcwMDk2OTViZDQ5ZGZlNDBhYmZhNzkxLmpwZw.webp?w=1920)
Авторитет ветеранов был внеиерархическим: например, первый секретарь ЦК и простой токарь могли мгновенно найти общий язык, вспоминая события 1943 года. Это создавало уникальную социальную ткань, прошитую нитями общего смысла.
Уход этого поколения создал ценностный вакуум. Попытки заполнить его «энтузиазмом» — масштабными стройками, культурными проектами — провалились, потому что, как метко заметил Михалков, энтузиазм «продукт скоропортящийся». Он не может заменить подлинный, выстраданный смысл.
Представить себе, что страна обрушится за трое суток, за три дня, <...> кто-нибудь из нас мог? Никто. Но это случилось. Почему? Потому что корень был вынут. Осознанно, аккуратно.
Никита Михалков
Как сознание поколения перепрограммировали с помощью тетради
В качестве примера мягкой силы, с помощью которой постепенно подменяли культурный код в лихие 90-е, режиссер привел обычную школьную тетрадь тех годов.
«На первой странице — имя, фамилия, школа. А на обратной — четыре американских президента. Ни таблицы умножения, ни гимна России нет. <…> Каждый день миллионы детей вынимают тетрадку и видят четырех американских президентов», — заявил Михалков.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8xODkzMzc3NDczLTAtMjQ5LTMwOTctMTk5MS0xOTIweDEwODAtODAtMC0wLTQ5MjM5N2IwMDhiYzI1YTFjMWNiNjVkYWVkZTA1Y2FiLmpwZw.webp?w=1920)
Как пояснил режиссер, здесь важно не само изображение, а принцип. Это тонкая, ежедневная, почти невидимая инъекция чужих символов в самое уязвимое пространство — детское подсознание.
Повторяемость и обыденность делали процесс незаметным и потому необратимым. Результат, по словам знаменитости, налицо: сформировано поколение, которое может знать чужих правителей лучше, чем основы родной культуры.
Незаметно, очень аккуратно мы приходим к тому, что дети не знают таблицу умножения, но знают четырех американских президентов.
Никита Михалков
Это классическая операция по культурной инженерии: сначала заменить символы, затем — ценности, а в итоге — идентичность.
Выбор Невского как компас для современности
Чтобы показать, почему вопрос ценностей можно отнести к вопросам выживания, Михалков обратился к одному из ключевых моменту русской истории — выбору Александра Невского.
Перед князем стояла дилемма: принять помощь Запада (латинян) в борьбе с Ордой, но ценой смены веры, или сохранить духовный суверенитет, признав временное политическое подчинение Востоку.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8yMDQwNzE0NTcxLTAtMzIwLTMwNzItMjA0OC0xOTIweDAtODAtMC0wLWRhMDdjODExOGUzMDMyNGE1NmZlM2ZmYWQ1YzQzODIzLmpwZw.webp?w=1920)
Невский выбрал веру. Он предпочел платить дань, но сохранить православную идентичность — тот самый корень, о котором говорит Никита Сергеевич. Этот выбор на столетия определил путь России и оказал влияние на сегодняшнюю реальность.
Если бы тогда этого не случилось, мы бы с восторгом принимали открытие Олимпийских игр в Париже, не понимая, что это бесовщина. А откуда дети будут это знать, если им этого не дают?
Никита Михалков
Кинематографист подчеркнул, что историческая память — это, по сути, иммунная система нации. Без нее общество потеряет способность отличать свои интересы от чужих, а созидание — от разрушения, особенно если последнее выглядит ярко и привлекательно.
«Русский» — это прилагательное
Отдельное внимание в своем выступлении Михалков уделил самому определению «русский». По словам режиссера, особенно важно разобраться в нем сейчас, когда коллективная матрица вовсе пытается отменить это понятие.
Режиссер предложил глубокое с лингвистической и философской точек зрения объяснение.
Что такое имя существительное: кто, что? «Француз», «американец», «немец». И прилагательное: какой? «Русский». Русским может быть любой, кто ощущает, понимает, чувствует.
Никита Михалков
Кинематографист подчеркнул, что речь идет не о биологической или этнической категории, а культурно-духовном выборе и состоянии души, причастности к определенной системе ценностей.
Михалков напомнил о примере художника Исаака Левитана. Еврей по происхождению, он стал величайшим русским пейзажистом.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMi8yMDM2MDc0MTg2LTAtMjA1LTIxMTQtMTM5NC0xOTIweDEwODAtODAtMC0wLWIzZGQyMjg3NmZhMTMwMWE4N2QxOTdmYjNhMzFjN2FlLmpwZw.webp?w=1920)
Битва за право быть
Финальную часть речи Никита Сергеевич посвятил лидеру страны, который сохраняет спокойствие в условиях глобальной конфронтации. Однако, по словам режиссера, даже самый сильный человек не может тащить все на себе в одиночку. Михалков призвал россиян объединиться.
По его словам, сейчас Россия ведет важнейшую битву — битву за право быть. Завершая выступление, кинематографист предложил поднять тост. Его слова были исчерпывающими.
«За победу. За нашу победу», — сказал он.