Вынести нельзя оставить. Почему 100 лет не хоронят Ленина — и надо ли?

Фото: Global Look Press

Любая личность, оставившая в истории заметный след, вызывает споры, имеет стан поклонников и ненавистников. Если же след этот измеряется созданием целой страны, на обломках которой вырастает государство, можно лишь представлять масштаб словесных баталий. В Москве более 100 лет назад похоронили Владимира Ленина — точнее, его забальзамированное тело опустили в склеп мавзолея в гробу со стеклянными вставками. С тех пор в обществе продолжаются споры: вождь пролетариата на Красной площади — неизменная историческая единица или пережиток прошлого? Настала ли пора предать останки лидера русской революции земле? В этих и других вопросах разбирался 360.ru

Вопрос Путину о захоронении Ленина

Во время подведения итогов 2024 года с Владимиром Путиным журналистка телеканала «Спас» предложила президенту захоронить тело создателя Российской социал-демократической рабочей партии.

«Когда-то, наверное, общество к этому подойдет. Но особенно сегодня в России мы не должны предпринимать ни одного шага, который бы раскалывал наше общество», — ответил глава государства.

Как и почему Ленин оказался в мавзолее

Существует как минимум две точки зрения на изначальное решение сохранить тело умершего от четвертого по счету кровоизлияния в мозг Владимира Ленина. И трудно сказать, какую считать официальной.

Согласно первой версии, забальзамировать вождя мирового пролетариата решили только после смерти Ленина — по той простой причине, что попрощаться с ним действительно хотело небывалое число людей со всех концов Советского Союза. Так, существует свидетельство члена комиссии по организации похорон Ленина Тимофея Сапронова.

В его докладе, сделанном примерно через месяц после смерти вождя, говорится, что одним из предложивших сохранить тело стал лечащий врач Ленина Владимир Обух. Уже от него инициатива перешла к другим участникам обсуждений.

Ленин в 1919 году
Фото: Ленин в 1919 году/Global Look Press

Есть и вторая версия этой истории: Иосиф Сталин еще до смерти Владимира Ленина, осенью 1923 года, вынес вопрос о будущем увековечивании памяти вождя на обсуждение среди членов Политбюро — Троцкого, Бухарина, Калинина, Каменева и Рыкова.

По словам Бухарина, в книге «НЭП» Николай Валентинов писал, что именно Сталин настаивал на бальзамировании тела основателя Союза Советских Социалистических Республик. Многие во время дебатов к этой идее отнеслись, мягко говоря, скептически.

Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятно, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего.

Лев Троцкий

из книги Николая Валентинова «Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина»

История создания Мавзолея Ленина

После смерти тело Ленина все же забальзамировали — первичную процедуру, рассчитанную на шесть дней, провел академик Алексей Абрикосов. За это время архитектор Алексей Щусев возводил на Красной площади первый мавзолей — деревянный, уже представлявший собой ступенчатую пирамиду с единственной надписью «Ленин».

Последующее бальзамирование тела вождя революции — уже на 40 дней — провели профессор анатомии Владимир Воробьев и биохимик Борис Збарский.

Гранитный Мавзолей Владимира Ильича Ленина увидел свет в 1930 году. С того времени и до конца существования Советского Союза это здание так или иначе фигурировало в истории страны и всего мира — от парадов Победы до полета человека в космос.

Советские космонавты у Мавзолея Ленина: Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Владимир Комаров, Валентина Терешкова, Борис Егоров, Павел Попович (с дочерью)
Фото: Советские космонавты у Мавзолея Ленина: Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Владимир Комаров, Валентина Терешкова, Борис Егоров, Павел Попович (с дочерью)/Global Look Press

Ленин в мавзолее: бессмертие вождя

Режиссер и креативный продюсер телеканала «Звезда» Владимир Шуванников рассказал, что современные россияне столкнулись с дилеммой: по какой системе этических ценностей оценивать захоронение Владимира Ленина? По христианской или по атеистической? Да и кому решать, что есть нетленная (во всех смыслах) история, а что — пережиток прошлого?

«Мне кажется, что даже у многих атеистов возникали вопросы, нет ли кощунства в самом акте препарирования человеческого тела и выставления его напоказ. И если в начале XX века, после образования социалистического государства, шел полный слом всех социальных и этических норм, то позднее это уже стало скорее нормой от привычки», — заметил в беседе с 360.ru Шуванников.

Фото: Global Look Press

Режиссер уверен, что российские власти поступают, в отличие от многих активистов, мудро, оставляя вопрос с нахождением Ленина в мавзолее неизменным. Так Россия избегает ненужных общественных трений и не уподобляется многим бывшим странам Советского Союза, которые в первую очередь бросились сносить своих бронзовых вождей со всех площадей.

«В 20-е годы с помощью бальзамирования Ленина атеистическая наука бросила вызов религии: вы мечтаете о бессмертии души, а мы покажем вам бессмертие физического тела. В какой-то мере эта задача выполнена: для многих людей фигура Ленина стала заменой святым или святой фигурой. Любые попытки изменить этот статус-кво, убрать тело из мавзолея будут восприниматься как покушение на нечто святое», — объяснил Шуванников.

Однако, добавил собеседник 360.ru, похоронив тело одного из самых неоднозначных и при этом значимых людей в истории страны, россияне в первую очередь выполнят волю самого Ленина и его жены.

Надежда Крупская, как вспоминали современники, после похорон мужа в мавзолее больше ни разу замечена не была.

Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и так далее — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим.

Надежда Крупская

из письма, опубликованного в газете «Правда», 30 января 1924 года

Почему не надо хоронить Ленина

Депутат Госдумы и публицист Анатолий Вассерман в разговоре с 360.ru рассмотрел как самого Владимира Ленина, так и судьбу его останков с точки зрения политики.

Он напомнил, что с необратимыми последствиями решений вождя мирового пролетариата современная Россия вынуждена мириться до сих пор. Например, с его решением дать национальным регионам Советского Союза право на выход из состава государства.

Komsomolskaya Pravda
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

«Но были и, безусловно, положительные последствия. Скажем, сама структура социалистического государства в значительной степени была создана им, а она повлияла на весь мир. Собственно, то, что мы сейчас называем социальным государством, появилось в противовес государству социалистическому, чтобы показать, что в условиях рынка возможно достижение некоторых социальных благ», — добавил депутат.

Уровень, масштаб и значимость Ленина, его действия в условиях, когда не приходилось выбирать между хорошим решением и плохим, а подстраиваться под объективную реальность, сделали из Владимира Ильича культовую фигуру, подчеркнул Вассерман. И обращаться с такими фигурами надо бережно.

Komsomolskaya Pravda
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

«Лично я против перезахоронения Ленина. Во-первых, негоже вычеркивать какие-то периоды из исторической памяти. Во-вторых, вообще не люблю необратимые действия. Если мы его перезахороним, то не сможем тело восстановить, когда в очередной раз оценим деятельность политика под другим углом. Исторически значимые действия крайне редко бывают однозначно хороши или плохи. Как и мы все бываем крайне редко однозначно хороши или плохи. И, если пытаемся оценивать историческую личность на основе наших актуальных колебаний, тем самым даем право другим судить нас самих самым наистрожайшим образом», — заключил Вассерман.

Я уверен, что разделяю жгучее желание многих, многих миллионов рабочих, которым так сильно была нужна и дорога жизнь великого Ильича, как нам всем, если предложу священное для нас всех тело Ильича не предавать земле, а сделать по возможности нетленным и физически видимым. Для этого необходимо его набальзамировать и поместить в стеклянный гроб, герметически запаянный, к которому приделать воздушный насос для выкачивания время от времени воздуха из гроба.

из письма в Комиссию ЦИК по организации похорон В. И. Ленина, 22 января 1924 года

Не Ильичом единым. Какие еще мировые лидеры покоятся в мавзолее?

Политолог Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, рассуждая о том, как глубоко уходит в прошлое традиция сохранения тел важных политических деятелей, пояснил, что в наши дни этот опыт становится важным чисто с научной точки зрения.

Не у каждой страны были попытки сохранения тела исторической личности на протяжении 100 лет.

Фото: Global Look Press

Однако аналогичные случаи, конечно, есть. Более того, по масштабу архитектурного замысла существует более монументальный мавзолей — усыпальница Мустафы Кемаля Ататюрка, которую, несмотря на явную исламизацию Турции, хранят как зеницу ока.

«Мавзолей „отца турок“ стоит в огромном парке, со множеством зданий, памятников, почетным караулом. Насколько актуально при нынешнем правлении Эрдогана наследие Ататюрка для современной Турции? Насколько корректно соотносить значение и роль Ататюрка для современной Турции с ролью Владимира Ильича Ленина для современной России? Никто даже не заикается о захоронении этого лидера, хотя Ататюрк поддерживал светскую Турцию, против которой сейчас выступают многие», — напомнил Бондаренко.

Мавзолей Мустафы Кемаля Ататюрка в Анкаре, Турция
Фото: Мавзолей Мустафы Кемаля Ататюрка в Анкаре, Турция/Global Look Press

По мнению политолога, российскому обществу со всеми его противоречиями не хватает более трезвого взгляда на огромную и разнообразную историю своей страны. Чтобы этот взгляд развить, Бондаренко предложил сбалансировать выражение исторической памяти.

«Надо думать не о перезахоронении тела Ленина или закрытии мавзолея. Давайте будем ставить памятники лидерам белого движения — Антону Деникину, Петру Врангелю, много кому еще из заслуженных деятелей. Когда у нас будет с одной стороны Мавзолей Ленина, а с другой — памятник Врангелю, тогда и придем, как нация, к искомому национальному согласию по многим историческим моментам», — считает эксперт.

Мавзолей Хо Ши Мина — усыпальница первого президента Северного Вьетнама — в центре Ханоя
Фото: Мавзолей Хо Ши Мина — усыпальница первого президента Северного Вьетнама — в центре Ханоя/Global Look Press

Мавзолей и Ленин в нем как непрерывность истории России

Политолог, заместитель директора Центра геополитических экспертиз Наталья Макеева заметила тревожную тенденцию: на парадах в честь Победы в Великой Отечественной войне усыпальницу Владимира Ленина в последние годы стараются замаскировать крупными декорациями. А раньше именно трибуна мавзолея была центром политического внимания.

Парад Победы на Красной площади, 2023 год
Фото: Парад Победы на Красной площади, 2023 год/РИА «Новости»
1/2
Иосиф Сталин и Георгий Жуков на трибуне мавзолея, 1945 год
Фото: Иосиф Сталин и Георгий Жуков на трибуне мавзолея, 1945 год/Global Look Press
2/2

«Нам его совершенно нечего стыдиться, с его трибуны выступали великие люди. В силу непрерывности русской истории мавзолей стал ее частью. Один политический проект не должен отменять другой. Даже большевики со всей их озверелостью, особенно в самом начале, когда существовал левый перегиб, не пытались отменить все памятники Российской империи. Памятники тех времен были сохранены, пусть и несколько в другом виде», — заявила Макеева.

Она подчеркнула, что мавзолей закрывать не надо — да, это часть нашей истории, да, на нем написано «Ленин». Пусть так и остается.

Очередь в мавзолей, 1963 год
Фото: Очередь в мавзолей, 1963 год/Global Look Press

Сакральность фигуры Ленина, по мнению политолога, сохраняет свою силу для людей, которые не то что Ильича — самого СССР не застали, по простой причине: даже не всегда понимая, что такое марксизм, коммунизм или социализм, мы тянемся к идее лучшего мира — сплоченного общества и большего (а в идеале — всеобщего) равенства.

«У русского человека (а за границей все мы русские) есть тяга к социальной справедливости. Советский проект у многих из нас ассоциируется с темой справедливости. Сколько бы ни слышалось бухтение про талончики, карточки и ГУЛАГ, все по большому счету понимают, что это был более справедливый мир, чем капиталистическая система. Разрыв между обеспеченными и необеспеченными в советское время был в разы меньше», — добавила собеседница 360.ru.

Однако вопрос захоронения тела Владимира Ленина упирается сразу в несколько трудностей. Первая из них даже не связана с религией, так как формально тело вождя находится под землей, а должен ли быть к телу доступ или нет — об этом православные традиции умалчивают.

Чтобы перенести Ленина из мавзолея и выполнить его собственную волю — похоронить рядом с родителями, — России, по мнению Натальи Макеевой, придется совершить качественный скачок. И вот почему.

Boris Kavashkin
Фото: Boris Kavashkin/Global Look Press

«Мавзолей появился в рамках советского проекта. Это было великое и мощное государство. Захоронение тела Ленина должно произойти в рамках сопоставимого по силе, значимости и идеологической проработанности проекта. Давайте честно признаемся: современная Российская Федерация — только заявка на такой проект. Пока мы таким проектом не стали», — объяснила Макеева.

По ее мнению, даже эта тема упирается в вопрос идеологии, вернее, ее почти призрачной, эфемерной природы.

Одна часть наших представителей власти озвучивает одну идеологию, другая — другую. То есть мы еще не создали, к величайшему сожалению, проект, сопоставимый по мощи с советским. Когда это произойдет, тогда, безусловно, надо будет со всеми возможными почестями и уважением Владимира Ильича захоронить.

Наталья Макеева

Геополитическая опасность перезахоронения Ленина

Хотя Наталья Макеева признала необходимость рано или поздно предать тело вождя мирового пролетариата земле, она подчеркнула, что сейчас у России есть все основания считать эту мысль вредной.

«На сегодня захоронение Ленина вызовет духовный подъем у малоприятной и малочисленной, но гиперактивной категории людей — у либералов. Они относятся к советскому проекту с лютой идеологической ненавистью, эти люди делали все, чтобы Советский Союз рухнул, а их потомки чаще всего говорят о захоронении тела Ленина. Это будет на руку только им», — уверена политолог.

Первомайская демонстрация рабочих, Нидерланды, 2023 год
Фото: Первомайская демонстрация рабочих, Нидерланды, 2023 год/Global Look Press

Напротив, государства, тесное общение с которыми начал именно СССР, сделавшийся для доброй половины мира важным союзником, сейчас решение о захоронении Ленина могут оценить крайне негативно. Это, по мнению политолога, может навредить России как уже формирующемуся крупному центру силы в многополярном обществе.

«Многие наши друзья в этом случае от нас отвернутся. Для какого-нибудь кубинца, ангольца, никарагуанца мы до сих пор что-то вроде Советского Союза. Они приезжают к нам, смотрят, видят некие советские символы, которые рушить не надо, — гербы, красные звезды. Пускай они будут», — заключила Макеева.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте