Вынести нельзя оставить. Почему 100 лет не хоронят Ленина — и надо ли?
Любая личность, оставившая в истории заметный след, вызывает споры, имеет стан поклонников и ненавистников. Если же след этот измеряется созданием целой страны, на обломках которой вырастает государство, можно лишь представлять масштаб словесных баталий. В Москве более 100 лет назад похоронили Владимира Ленина — точнее, его забальзамированное тело опустили в склеп мавзолея в гробу со стеклянными вставками. С тех пор в обществе продолжаются споры: вождь пролетариата на Красной площади — неизменная историческая единица или пережиток прошлого? Настала ли пора предать останки лидера русской революции земле? В этих и других вопросах разбирался 360.ru
Вопрос Путину о захоронении Ленина
Во время подведения итогов 2024 года с Владимиром Путиным журналистка телеканала «Спас» предложила президенту захоронить тело создателя Российской социал-демократической рабочей партии.
«Когда-то, наверное, общество к этому подойдет. Но особенно сегодня в России мы не должны предпринимать ни одного шага, который бы раскалывал наше общество», — ответил глава государства.
Как и почему Ленин оказался в мавзолее
Существует как минимум две точки зрения на изначальное решение сохранить тело умершего от четвертого по счету кровоизлияния в мозг Владимира Ленина. И трудно сказать, какую считать официальной.
Согласно первой версии, забальзамировать вождя мирового пролетариата решили только после смерти Ленина — по той простой причине, что попрощаться с ним действительно хотело небывалое число людей со всех концов Советского Союза. Так, существует свидетельство члена комиссии по организации похорон Ленина Тимофея Сапронова.
В его докладе, сделанном примерно через месяц после смерти вождя, говорится, что одним из предложивших сохранить тело стал лечащий врач Ленина Владимир Обух. Уже от него инициатива перешла к другим участникам обсуждений.
Есть и вторая версия этой истории: Иосиф Сталин еще до смерти Владимира Ленина, осенью 1923 года, вынес вопрос о будущем увековечивании памяти вождя на обсуждение среди членов Политбюро — Троцкого, Бухарина, Калинина, Каменева и Рыкова.
По словам Бухарина, в книге «НЭП» Николай Валентинов писал, что именно Сталин настаивал на бальзамировании тела основателя Союза Советских Социалистических Республик. Многие во время дебатов к этой идее отнеслись, мягко говоря, скептически.
Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятно, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего.
Лев Троцкий
из книги Николая Валентинова «Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина»
История создания Мавзолея Ленина
После смерти тело Ленина все же забальзамировали — первичную процедуру, рассчитанную на шесть дней, провел академик Алексей Абрикосов. За это время архитектор Алексей Щусев возводил на Красной площади первый мавзолей — деревянный, уже представлявший собой ступенчатую пирамиду с единственной надписью «Ленин».
Последующее бальзамирование тела вождя революции — уже на 40 дней — провели профессор анатомии Владимир Воробьев и биохимик Борис Збарский.
Гранитный Мавзолей Владимира Ильича Ленина увидел свет в 1930 году. С того времени и до конца существования Советского Союза это здание так или иначе фигурировало в истории страны и всего мира — от парадов Победы до полета человека в космос.
Ленин в мавзолее: бессмертие вождя
Режиссер и креативный продюсер телеканала «Звезда» Владимир Шуванников рассказал, что современные россияне столкнулись с дилеммой: по какой системе этических ценностей оценивать захоронение Владимира Ленина? По христианской или по атеистической? Да и кому решать, что есть нетленная (во всех смыслах) история, а что — пережиток прошлого?
«Мне кажется, что даже у многих атеистов возникали вопросы, нет ли кощунства в самом акте препарирования человеческого тела и выставления его напоказ. И если в начале XX века, после образования социалистического государства, шел полный слом всех социальных и этических норм, то позднее это уже стало скорее нормой от привычки», — заметил в беседе с 360.ru Шуванников.
Режиссер уверен, что российские власти поступают, в отличие от многих активистов, мудро, оставляя вопрос с нахождением Ленина в мавзолее неизменным. Так Россия избегает ненужных общественных трений и не уподобляется многим бывшим странам Советского Союза, которые в первую очередь бросились сносить своих бронзовых вождей со всех площадей.
«В 20-е годы с помощью бальзамирования Ленина атеистическая наука бросила вызов религии: вы мечтаете о бессмертии души, а мы покажем вам бессмертие физического тела. В какой-то мере эта задача выполнена: для многих людей фигура Ленина стала заменой святым или святой фигурой. Любые попытки изменить этот статус-кво, убрать тело из мавзолея будут восприниматься как покушение на нечто святое», — объяснил Шуванников.
Однако, добавил собеседник 360.ru, похоронив тело одного из самых неоднозначных и при этом значимых людей в истории страны, россияне в первую очередь выполнят волю самого Ленина и его жены.
Надежда Крупская, как вспоминали современники, после похорон мужа в мавзолее больше ни разу замечена не была.
Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и так далее — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим.
Надежда Крупская
из письма, опубликованного в газете «Правда», 30 января 1924 года
Почему не надо хоронить Ленина
Депутат Госдумы и публицист Анатолий Вассерман в разговоре с 360.ru рассмотрел как самого Владимира Ленина, так и судьбу его останков с точки зрения политики.
Он напомнил, что с необратимыми последствиями решений вождя мирового пролетариата современная Россия вынуждена мириться до сих пор. Например, с его решением дать национальным регионам Советского Союза право на выход из состава государства.
«Но были и, безусловно, положительные последствия. Скажем, сама структура социалистического государства в значительной степени была создана им, а она повлияла на весь мир. Собственно, то, что мы сейчас называем социальным государством, появилось в противовес государству социалистическому, чтобы показать, что в условиях рынка возможно достижение некоторых социальных благ», — добавил депутат.
Уровень, масштаб и значимость Ленина, его действия в условиях, когда не приходилось выбирать между хорошим решением и плохим, а подстраиваться под объективную реальность, сделали из Владимира Ильича культовую фигуру, подчеркнул Вассерман. И обращаться с такими фигурами надо бережно.
«Лично я против перезахоронения Ленина. Во-первых, негоже вычеркивать какие-то периоды из исторической памяти. Во-вторых, вообще не люблю необратимые действия. Если мы его перезахороним, то не сможем тело восстановить, когда в очередной раз оценим деятельность политика под другим углом. Исторически значимые действия крайне редко бывают однозначно хороши или плохи. Как и мы все бываем крайне редко однозначно хороши или плохи. И, если пытаемся оценивать историческую личность на основе наших актуальных колебаний, тем самым даем право другим судить нас самих самым наистрожайшим образом», — заключил Вассерман.
Я уверен, что разделяю жгучее желание многих, многих миллионов рабочих, которым так сильно была нужна и дорога жизнь великого Ильича, как нам всем, если предложу священное для нас всех тело Ильича не предавать земле, а сделать по возможности нетленным и физически видимым. Для этого необходимо его набальзамировать и поместить в стеклянный гроб, герметически запаянный, к которому приделать воздушный насос для выкачивания время от времени воздуха из гроба.
из письма в Комиссию ЦИК по организации похорон В. И. Ленина, 22 января 1924 года
Не Ильичом единым. Какие еще мировые лидеры покоятся в мавзолее?
Политолог Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, рассуждая о том, как глубоко уходит в прошлое традиция сохранения тел важных политических деятелей, пояснил, что в наши дни этот опыт становится важным чисто с научной точки зрения.
Не у каждой страны были попытки сохранения тела исторической личности на протяжении 100 лет.
Однако аналогичные случаи, конечно, есть. Более того, по масштабу архитектурного замысла существует более монументальный мавзолей — усыпальница Мустафы Кемаля Ататюрка, которую, несмотря на явную исламизацию Турции, хранят как зеницу ока.
«Мавзолей „отца турок“ стоит в огромном парке, со множеством зданий, памятников, почетным караулом. Насколько актуально при нынешнем правлении Эрдогана наследие Ататюрка для современной Турции? Насколько корректно соотносить значение и роль Ататюрка для современной Турции с ролью Владимира Ильича Ленина для современной России? Никто даже не заикается о захоронении этого лидера, хотя Ататюрк поддерживал светскую Турцию, против которой сейчас выступают многие», — напомнил Бондаренко.
По мнению политолога, российскому обществу со всеми его противоречиями не хватает более трезвого взгляда на огромную и разнообразную историю своей страны. Чтобы этот взгляд развить, Бондаренко предложил сбалансировать выражение исторической памяти.
«Надо думать не о перезахоронении тела Ленина или закрытии мавзолея. Давайте будем ставить памятники лидерам белого движения — Антону Деникину, Петру Врангелю, много кому еще из заслуженных деятелей. Когда у нас будет с одной стороны Мавзолей Ленина, а с другой — памятник Врангелю, тогда и придем, как нация, к искомому национальному согласию по многим историческим моментам», — считает эксперт.
Мавзолей и Ленин в нем как непрерывность истории России
Политолог, заместитель директора Центра геополитических экспертиз Наталья Макеева заметила тревожную тенденцию: на парадах в честь Победы в Великой Отечественной войне усыпальницу Владимира Ленина в последние годы стараются замаскировать крупными декорациями. А раньше именно трибуна мавзолея была центром политического внимания.
«Нам его совершенно нечего стыдиться, с его трибуны выступали великие люди. В силу непрерывности русской истории мавзолей стал ее частью. Один политический проект не должен отменять другой. Даже большевики со всей их озверелостью, особенно в самом начале, когда существовал левый перегиб, не пытались отменить все памятники Российской империи. Памятники тех времен были сохранены, пусть и несколько в другом виде», — заявила Макеева.
Она подчеркнула, что мавзолей закрывать не надо — да, это часть нашей истории, да, на нем написано «Ленин». Пусть так и остается.
Сакральность фигуры Ленина, по мнению политолога, сохраняет свою силу для людей, которые не то что Ильича — самого СССР не застали, по простой причине: даже не всегда понимая, что такое марксизм, коммунизм или социализм, мы тянемся к идее лучшего мира — сплоченного общества и большего (а в идеале — всеобщего) равенства.
«У русского человека (а за границей все мы русские) есть тяга к социальной справедливости. Советский проект у многих из нас ассоциируется с темой справедливости. Сколько бы ни слышалось бухтение про талончики, карточки и ГУЛАГ, все по большому счету понимают, что это был более справедливый мир, чем капиталистическая система. Разрыв между обеспеченными и необеспеченными в советское время был в разы меньше», — добавила собеседница 360.ru.
Однако вопрос захоронения тела Владимира Ленина упирается сразу в несколько трудностей. Первая из них даже не связана с религией, так как формально тело вождя находится под землей, а должен ли быть к телу доступ или нет — об этом православные традиции умалчивают.
Чтобы перенести Ленина из мавзолея и выполнить его собственную волю — похоронить рядом с родителями, — России, по мнению Натальи Макеевой, придется совершить качественный скачок. И вот почему.
«Мавзолей появился в рамках советского проекта. Это было великое и мощное государство. Захоронение тела Ленина должно произойти в рамках сопоставимого по силе, значимости и идеологической проработанности проекта. Давайте честно признаемся: современная Российская Федерация — только заявка на такой проект. Пока мы таким проектом не стали», — объяснила Макеева.
По ее мнению, даже эта тема упирается в вопрос идеологии, вернее, ее почти призрачной, эфемерной природы.
Одна часть наших представителей власти озвучивает одну идеологию, другая — другую. То есть мы еще не создали, к величайшему сожалению, проект, сопоставимый по мощи с советским. Когда это произойдет, тогда, безусловно, надо будет со всеми возможными почестями и уважением Владимира Ильича захоронить.
Наталья Макеева
Геополитическая опасность перезахоронения Ленина
Хотя Наталья Макеева признала необходимость рано или поздно предать тело вождя мирового пролетариата земле, она подчеркнула, что сейчас у России есть все основания считать эту мысль вредной.
«На сегодня захоронение Ленина вызовет духовный подъем у малоприятной и малочисленной, но гиперактивной категории людей — у либералов. Они относятся к советскому проекту с лютой идеологической ненавистью, эти люди делали все, чтобы Советский Союз рухнул, а их потомки чаще всего говорят о захоронении тела Ленина. Это будет на руку только им», — уверена политолог.
Напротив, государства, тесное общение с которыми начал именно СССР, сделавшийся для доброй половины мира важным союзником, сейчас решение о захоронении Ленина могут оценить крайне негативно. Это, по мнению политолога, может навредить России как уже формирующемуся крупному центру силы в многополярном обществе.
«Многие наши друзья в этом случае от нас отвернутся. Для какого-нибудь кубинца, ангольца, никарагуанца мы до сих пор что-то вроде Советского Союза. Они приезжают к нам, смотрят, видят некие советские символы, которые рушить не надо, — гербы, красные звезды. Пускай они будут», — заключила Макеева.