Катастрофическая имплозия: раскрыта истинная причина крушения батискафа «Титан»

ABACA/Keystone Press Agency
Фото: ABACA/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

Летом 2023 года при попытке погружения к обломкам легендарного «Титаника» потерпел крушение батискаф «Титан». На борту находились пять человек — все погибли. Мир был потрясен удивительным сходством двух катастроф. Появились мнения, что в том и другом случае к трагедии привели чрезмерная человеческая самонадеянность и игнорирование предупреждений. Лишь спустя два года в США назвали окончательные причины крушения подводного аппарата.

Крушение батискафа «Титан»: что произошло

За трагическими событиями, развернувшимися в начале лета 2023 года в Северной Атлантике, кажется, следил весь мир. Подводный аппарат Titan американской компании OceanGate примерно в 650 километрах к востоку от острова Ньюфаундленд начал погружение к месту крушения знаменитого лайнера «Титаник».

Примерно через два часа «Титан» потерял связь с кораблем-носителем Polar Prince. Но команда сообщила о проблеме лишь через восемь часов, так как похожие сложности с коммуникацией уже возникали в предыдущих экспедициях.

Началась масштабная международная поисково-спасательная операция с привлечением множества судов со специальным оборудованием и авиации. Специалисты предполагали, что подводный аппарат «Титан» мог запутаться в обломках «Титаника» или получить повреждения двигателя. При этом экипаж, по их мнению, оставался жив и ждал помощи на глубине почти четырех километров.

Аппарат был оборудован запасом кислорода на несколько дней. Поэтому американские, канадские, британские и французские корабли и самолеты продолжали поиски в огромном водном пространстве.

Сообщения о том, что гидролокационные буйки зафиксировали повторяющиеся шумы, которые могли быть сигналом от пропавшего экипажа, вселяли в людей надежду. Однако 22 июня Береговая охрана США объявила о трагической находке: были обнаружены обломки «Титана» и человеческие останки. Все участники экспедиции погибли.

На борту аппарата было пять человек: глава компании OceanGate Стоктон Раш, один из самых богатых людей Пакистана Шахзада Дауд, его 19-летний сын Сулейман, британский миллиардер и путешественник Хэмиш Хардинг, а также французский ветеран-подводник Поль-Анри Наржоле, который управлял батискафом. Восемь дней они готовились к погружению к «Титанику». За это путешествие участники заплатили по 250 тысяч долларов.

Как после сообщала газета The Guardian, пассажиры батискафа «Титан» еще до крушения осознавали свою обреченность.

US Coast Guard/Keystone Press Agency
Фото: US Coast Guard/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

Совпадения в крушении «Титаника» и батискафа «Титан»

Вопросы об адаптации «Титана» к экстремальным глубинам начали возникать еще во время спасательной операции. В СМИ и соцсетях активно обсуждали систему управления батискафом, которая работала с помощью слегка модернизированного игрового джойстика Logitech за 20 долларов.

Выяснилось, что на аппарате не было даже базовой навигации. Ориентирование в толще воды происходило с помощью сообщений от вспомогательного судна. Эксперты сошлись во мнении, что батискаф не был готов к погружениям на огромные глубины, которые по сложности и опасности сравнимы с выходом в открытый космос.

Джеймс Кэмерон, создатель культового фильма «Титаник», был потрясен сходством между крушением лайнера в 1912 году и трагедией батискафа 111 лет спустя. Режиссер отметил, что в обоих случаях к катастрофе привели чрезмерное самомнение и игнорирование предупреждений о смертельной опасности.

Mary Evans Picture Library
Фото: Mary Evans Picture Library/www.globallookpress.com

Причина гибели батискафа «Титан»

Ошибки в проектировании привели к гибели батискафа «Титан», который в 2023 году затонул при попытке достичь обломков «Титаника». Такой вывод сделал Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB).

Мы установили, что инженерно-технологические процессы в OceanGate не соответствовали стандартам, что привело к тому, что конструкция композитного глубоководного аппарата была сделана с многочисленными нарушениями и не отвечала требованиям к устойчивости и износостойкости. Поскольку OceanGate не провела достаточно испытаний, в компании не знали настоящие показатели аппарата по этим параметрам, которые оказались значительно ниже целевых.

Национальный совет по безопасности на транспорте США

Кроме того, компания не учла, как условия хранения и морская транспортировка влияют на батискаф. Эксперты отметили, что руководство OceanGate не уделяло должного внимания данным о состоянии аппарата.

Например, они не заметили расслоение корпуса во время одного из погружений незадолго до катастрофы. Это повреждение, вместе с другим, неизвестным, привело к потере устойчивости батискафа.

Авторы доклада выделили еще один важный фактор: существующие правила для частных батискафов недостаточны. В NTSB считают, что нужно провести анализ рынка этих услуг. Эксперты призывали Береговую охрану США распространить выводы и рекомендации среди компаний, управляющих батискафами. Также необходимо обновить часть регулирующих норм.

В ходе расследования несколько свидетелей также подтвердили, что батискаф исчез из-за множества нарушений правил безопасности в компании OceanGate, организовавшей погружение.

Выводы, сделанные Национальным советом по безопасности на транспорте, совпадают с ключевыми положениями 335-страничного отчета Береговой охраны США, опубликованного двумя месяцами ранее. Особое внимание в нем было уделено «неправильным процессам проектирования, сертификации, обслуживания и проверки подводной лодки Titan компании OceanGate».

Документ указывает, что катастрофическая имплозия произошла из-за «нарушения структурной целостности корпуса». Помимо этого, в отчете отмечено, что Стоктон Раш грубо игнорировал правила безопасности и технические требования к подобным аппаратам, а также упоминается «токсичная корпоративная культура», царившая в компании.

В Сети появилось видео 3D-модели «взрыва внутрь», который унес жизни пяти пассажиров батискафа «Титан». Взрыв произошел примерно за 20 миллисекунд. Мозг пассажиров «Титана» не успел среагировать на боль, на такой глубине под давлением толщи воды тела схлопнуло и расщепило на микрочастицы.

В августе 2025 года стало известно, что анонимный миллиардер тайно готовится к погружению к обломкам «Титаника», которое обойдется ему в 10 миллионов долларов. Он будет первым, кто сделает это с момента трагедии с батискафом «Титан» в 2023 году, писала газета New York Post.

Главная цель — стать первым, кто спустится к «Титанику» после катастрофы, и привлечь внимание к исследованиям и сохранению его обломков. Тем не менее подробности экспедиции держатся в секрете.

Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте