Хрупкость со стальным стержнем. Горькая тайна Веры Глаголевой, которую она до последнего скрывала ото всех
:focal(0.59:0.25):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9hbmF0b2x5LWxvbW9raG92LTEtZ2xvYmFsLWxvb2stcHJlc3MuanBn.webp?w=1920)
Веру Галголеву называли одной из самых хрупких и поэтичных актрис советского кинематографа, но за этим утонченным обликом скрывалась железная воля настоящего борца. Ее жизненный путь — это пример эволюции от всенародной звезды советского экрана к режиссеру-автору с узнаваемым почерком. Как случайный дебют в кино перерос в осознанное служение искусству и через что актрисе пришлось пройти — ответы на эти вопросы кроются в удивительной судьбе актрисы.
Случайность, определившая судьбу
Вера Глаголева родилась и выросла в Москве, в семье учителя физики и учительницы младших классов. Она всерьез увлекалась стрельбой из лука и после окончания школы она планировала связать жизнь со спортом.
Судьбоносная встреча с кинематографом произошла совершенно случайно, когда ассистенты режиссера заметили девушку на улице и пригласили на пробы. Так в 1974 году Глаголева дебютировала в фильме «На край света…», хотя никогда ранее не думала об актерской профессии.
Режиссер Родион Нахапетов сразу разглядел в ней огромный актерский потенциал и природную харизму. И после первого фильма последовали яркие роли, которые принесли ей всесоюзную славу и признание зрителей.
:focal(0.49:0.36):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9yaWEtNjM0MTdsci5qcGc.webp?w=1920)
Так, в фильме «Не стреляйте в белых лебедей» актриса создала очень цельный женский образ, сочетающий внешнюю хрупкость с внутренней силой. И каждая ее новая работа укрепляла статус одной из самых востребованных актрис советского кино.
Настоящими народными хитами стали картины «Бедная Саша» и «Выйти замуж за капитана», где Глаголева раскрылась как мастер тонкой психологической игры. Ее героини всегда излучали свет и доброту, но при этом обладали твердым характером.
Секрет невероятной популярности актрисы крылся в удивительной органичности и психологической достоверности. Она создавала на экране образы современных женщин — красивых, умных, сохраняющих достоинство в любых ситуациях.
Новое амплуа и новый способ высказаться
Устав от ограниченности актерского амплуа, Вера Глаголева решила взять творческую судьбу в собственные руки. В 1990 году она смело шагнула по другую сторону камеры, начав работу над дебютным фильмом «Сломанный свет».
Эта психологическая драма о судьбах советской интеллигенции хоть и столкнулась с прокатными трудностями, но уверенно заявила о Глаголевой как о серьезном режиссере. Уже здесь проявился ее фирменный стиль — глубокое внимание к внутреннему миру человека и чуткое понимание социальных противоречий.
Настоящим прорывом в ее режиссерской карьере стала драма «Одна война» 2009 года. Картина смело исследовала трагическую судьбу женщин, родивших детей от немецких солдат во время оккупации.
:focal(0.54:0.27):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9yaWEtMjI2MjM5NWxyLmpwZw.webp?w=1920)
Фильм получил широкое международное признание и завоевал около десятка Гран-при на различных кинофестивалях. Эта работа окончательно утвердила репутацию Глаголевой как мастера сложной психологической драмы.
Вершиной ее режиссерского пути стала изящная экранизация «Две женщины» 2014 года по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Для участия в этом международном проекте британский актер Рэйф Файнс специально выучил русский язык.
Несмотря на сдержанные оценки некоторых критиков, картина получила награду за лучший художественный фильм в Ханое, а также около десятка премий российских кинофестивалей.
По мнению экспертов, экранизация тургеневской пьесы получилась «по-женски неспешной, нежной и порой самовлюбленной, но вполне достойной великого русского литературного наследия».
За кадром этой впечатляющей творческой трансформации складывалась не менее насыщенная личная жизнь режиссера. Обретая гармонию в профессии, Глаголева выстраивала и свои семейные отношения, находя в них опору для новых свершений.
За кадром славы
Тот самый режиссерский дебют в картине «На край света…» предопределил не только творческую, но и личную судьбу актрисы. На съемочной площадке Глаголева познакомилась с уже известным режиссером Родионом Нахапетовым, который стал ее первым мужем.
Их 20-летний брак был одним из самых красивых и прочных союзов в советском кинематографе, вызывавшим искреннюю симпатию зрителей. Актриса родила двух дочерей — Анну и Марию, сумев гармонично сочетать активную съемочную деятельность с семейной жизнью.
:focal(0.58:0.23):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9hbmF0b2x5LWxvbW9raG92LTItZ2xvYmFsLWxvb2stcHJlc3MuanBn.webp?w=1920)
Брак с Нахапетовым закончился после того, как режиссер перебрался в США по приглашению своего знакомого в 1989 году. Даже после расставания пара сохранила взаимное уважение и достойно воспитывала общих детей.
Новую любовь актриса обрела в лице бизнесмена Кирилла Шубского, с которым познакомилась во время работы над своим первым режиссерским проектом. Их отношения развивались постепенно — начавшись с дружеской поддержки, они переросли в крепкий семейный союз.
В 1991 году у пары родилась дочь Анастасия, ставшая младшей и самой любимой наследницей актрисы. Глаголева создала по-настоящему крепкую семью, где царили любовь и взаимопонимание.
Особенную радость ей доставляла семейная жизнь младшей дочери, вышедшей замуж за хоккеиста Александра Овечкина. Актриса не скрывала теплого отношения к зятю, называя его надежным человеком и «Александром Великим» в их семейном кругу.
Творить до последнего дня
Обретя гармонию в семье и реализовавшись как режиссер, Вера Глаголева продолжала активно работать в кино. Однако в последние годы жизни ей пришлось столкнуться с серьезным испытанием — тяжелой болезнью, о которой она предпочитала не говорить публично.
Актриса мужественно боролась с онкологическим заболеванием, продолжая творческую деятельность до последних дней. Ее последней режиссерской работой стал фильм «Глиняная яма» (вышедший под названием «Не чужие»), съемки которого проходили в 2016–2017 годах.
Трагической иронией судьбы стала скоропостижная кончина Глаголевой 16 августа 2017 года — всего через месяц после счастливого события в семье. В июле того же года прошла свадьба Анастасии с Овечкиным, где актрису видели счастливой и улыбающейся.
:focal(0.52:0.47):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS8xMS9hbmF0b2x5LWxvbW9raG92LWdsb2JhbC1sb29rLXByZXNzLmpwZw.webp?w=1920)
Завершение работы над фильмом «Не чужие» легло на плечи съемочной группы и семьи Глаголевой. Картину представили на кинофестивале «Кинотавр» в 2018 году, где она стала трогательным прощанием с великой актрисой и режиссером.
Наследие, которое продолжает жить
Веру Глаголеву похоронили на Троекуровском кладбище в Москве — месте, где нашли последний приют многие выдающиеся деятели культуры. Ее уход стал огромной потерей для российского кинематографа, но не прервал связи с благодарными зрителями.
Актриса и режиссер оставила богатое творческое наследие, которое продолжает жить в десятках любимых фильмов. Образ хрупкой, но невероятно сильной женщины, который она создавала на экране и в жизни, навсегда останется в памяти миллионов людей как символ красоты, стойкости и преданности искусству.