От «Ералаша» до мухоморов: как Владимир Епифанцев променял славу на роль ненавистного тролля
:focal(0.52:0.36):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85LzIwMTYwMzAxLWdhZi1ybDEyLTAyNy5qcGc.webp?w=1920)
Владимир Епифанцев — фигура, которая неизменно поляризует общественное мнение. Его имя в последние годы ассоциируется не столько с ролями в кино, сколько с громкими и часто шокирующими заявлениями. Апогеем этого стало высказывание 2023 года, когда актер разразился тирадой против «страны-кормилицы».
Для многих его слова прозвучали особенно диссонансно, если вспомнить, что их автор — тот самый мальчик из советского «Ералаша» и звезда популярных сериалов «Жуки» и «Просто Михалыч». Резкий контраст между прошлым и настоящим заставляет задаться вопросом: кто же он — гениальный провокатор или, как он сам себя называет, «конченый двоечник и аутист»?
Детство бунтаря
Владимир Епифанцев родился 8 сентября 1971 года в известной творческой семье в Москве. Его отец, Георгий Епифанцев, был известным советским актером, знакомым зрителям по фильмам «Угрюм-река» и «Фома Гордеев», а мать, Татьяна, работала художником в театре.
Судьба семьи оказалась трагичной: в 1992 году отец погиб под колесами поезда, после того как начал пить. А спустя шесть лет от передозировки наркотиков умер старший брат Михаил.
Уже с детства Епифанцев демонстрировал независимый характер и неприятие системы. Он открыто заявлял, что «школа делает людей подонками», и прогуливал уроки. До выпускного класса он доучился только благодаря стараниям матери, которая в итоге принесла в школу справку об умственной отсталости, чтобы сын получил аттестат.
:focal(0.49:0.25):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0ZXItZXBpZmFudHNldi12bGFkaW1pci0yLmpwZw.webp?w=1920)
Его первые шаги в искусстве были противоречивыми: уже в пять лет он впервые вышел на сцену МХАТ в спектаклях «Утиная охота» и «Сталевары». Однако дебют в «Ералаше» в 1981 году ему не понравился из-за «тягомотины» съемочного процесса.
В результате энергию протеста молодой Епифанцев направил в творчество, поступив в Щукинское училище, где его бунт расцвел в полную силу.
Искусство как война
Епифанцев превратил училище в площадку для перформанса. Он ходил на занятия босиком и сформулировал свой творческий девиз: «Искусство — это война с затхлостью и пошлостью».
Его эпатаж не всем пришелся по вкусу — Владимир Этуш грозился отчислить студента, который позволял себе оголяться на сцене. Однако педагог Владимир Иванов разглядел в нем талант и даже поддержал его поступление на режиссерский факультет ГИТИСа.
Мечтая к 24 годам стать всемирно известным, Епифанцев создал «Прок-театр» на заброшенной картонной фабрике. Декорации и свет он подворовывал в ГИТИСе, а его постановки «Иисус плакал» и «Ромео и Джульетта» шокировали публику бутафорской кровью и актерской агонией.
:focal(0.7:0.11):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0ZXItZXBpZmFudHNldi12bGFkaW1pci00LmpwZw.webp?w=1920)
Театральные критики писали, что от шекспировского текста осталось несколько фраз, а Ромео в исполнении Епифанцева превращался в «ревущее чудовище».
Инакомыслие актера проникло и на телевидение, где он вел программу «Дрема» с Анфисой Чеховой, превратив музыкальный хит-парад в авангардный проект.
Ну а настоящую скандальную славу ему принесла роль офицера Братишки в ныне запрещенном фильме «Зеленый слоник». Картина получила резко полярные отзывы критиков и породила множество мемов, хотя сам актер после просмотра испытывал «чувство стыда» и объяснял участие желанием помочь режиссеру.
:focal(0.48:0.45):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85LzIwMDgxMTI2LWdhZi1ybTQ2LTA1OC5qcGc.webp?w=1920)
Несмотря ни на что, бунтуя против системы, Епифанцев стал ее успешной и узнаваемой частью, сменив авангард на массовый кинематограф.
Из подполья в звезды сериалов
С появлением семьи и рождением сыновей Епифанцеву пришлось серьезно задуматься о заработке. Он окунулся в «совершенно чуждую атмосферу», начав ходить на кастинги и соглашаясь на любую работу.
Его внешность быстро определила амплуа — с 2001 года его регулярно приглашали играть спецагентов, капитанов МВД и полковников. Он снимался в таких проектах как «Антикиллер», «Непобедимый», «Шпион» и «Побег».
Знаковой стала роль рекламщика Вавилена Татарского в экранизации пелевинского «Generation П».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0ZXItZXBpZmFudHNldi12bGFkaW1pci0zLmpwZw.webp?w=1920)
Неожиданный успех пришел к нему в комедийных сериалах — сначала в «Жуках», а затем в настоящем хите «Просто Михалыч». Сам актер называл эту роль «жирной, наваристой» и признавался, что только дурак мог бы от нее отказаться.
На сегодняшний день фильмография Владимира Епифанцева насчитывает более 130 работ. Он продолжает активно сниматься, и в ближайшие годы выйдут продолжения многих успешных проектов с его участием.
Если в профессии Епифанцев научился балансировать между двумя полюсами, то в личной жизни он всегда оставался максималистом, отрицающим традиционные устои.
Свободные отношения как философия
Первой женой Епифанцева стала студентка Юлия Стебунова, с которой он познакомился в ГИТИСе. Сам актер признавался, что был в браке «тираном и деспотом», а Юлия пыталась ему угодить, пока не подала на развод после трех лет отношений.
:focal(0.48:0.26):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85LzIwMDkwNTMwLWdhZi1ydTA4LTA3My5qcGc.webp?w=1920)
Второй брак с актрисой Анастасией Веденской казался более прочным — пара прожила вместе 14 лет и воспитала двух сыновей. Однако брак распался из-за измены Епифанцева с лучшей подругой жены, Анной Цукановой-Котт. Неверность мужа Веденская обнаружила благодаря случайному сообщению в телефоне.
В 2022 году актер тайно женился на своей поклоннице Юлии Семеновой, которая младше его на 27 лет. Для возлюбленного девушка радикально похудела на 30 килограммов, сменив имидж «пай-девочки» на более яркий.
Епифанцев открыто заявляет о своей философии свободных отношений, не отрицая, что живет одновременно с несколькими девушками. Он объясняет это тем, что каждая из них — «часть его самого», а люди просто «еще не готовы к такому».
:focal(0.47:0.43):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0ZXItZXBpZmFudHNldi12bGFkaW1pci0xLmpwZw.webp?w=1920)
Его философия вседозволенности не ограничилась личной жизнью. Со временем она трансформировалась в духовные поиски, которые и привели к главному скандалу его карьеры.
Скандал на грибной почве
Увлечение мухоморами началось у Епифанцева во время съемок в «Generation П», где он жевал грибы для погружения в роль. Со временем это переросло в серьезное увлечение — актер стал адептом «мухомороедения», утверждая, что грибы помогают «разгадать тайну бытия».
Поводом для скандала стало принятие Госдумой в апреле 2023 года закона о запрете сбора и хранения грибов с псилоцибином. Епифанцев воспринял это нововведение крайне остро и высказался в резкой форме.
В эфире радиостанции «Аврора» актер высказал резкую критику в адрес принятого закона.
У нас на все статьи. На грибы статьи! Нельзя грибы, все самое хорошее у нас нельзя! Можно только убивать людей по команде. Мы живем в фашистском военном государстве.
Владимир Епифанцев
актер
Эти слова вызвали мгновенную реакцию общественности. И вскоре он дополнил свои высказывания видеообращением в полицейской форме, где заявил, что быть патриотом и россиянином — не более чем слова.
«Я далеко не патриот. Не отношу себя к россиянину. Эти все слова — названия. Я просто живу... Вот эта идентификация себя как „я живу где“ уже абсурдна сама по себе!» — сказал Епифанцев.
Он назвал саму идентификацию по месту жительства абсурдной. После этих заявлений на актера написали заявление в полицию с требованием проверить его высказывания на факт оскорбления государственного строя и россиян.
:focal(0.39:0.35):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0ZXItZXBpZmFudHNldi12bGFkaW1pci0wLmpwZw.webp?w=1920)
Несмотря на все это, Епифанцев не сбежал из страны, которую так резко критиковал, а продолжает жить в ее столице, причем в условиях, далеких от образа гонимого художника.
Системный бунтарь
Парадокс Епифанцева проявляется в контрасте между его резкой критикой государства и жизнью в элитной недвижимости. Он владеет тремя квартирами в центре Москвы, включая «трешку» на Патриарших прудах стоимостью около 77 миллионов рублей.
Несмотря на скандальные заявления, актер продолжает успешно работать в российском кинематографе.
Его история представляет собой уникальный пример диалектического сосуществования бунта и системы. Он одновременно является продуктом этой системы и ее ярым критиком, совмещая эпатажные высказывания с успешной карьерой в популярных проектах.