Она перевернула Голливуд, но так и не спасла себя. Неизвестная Мэрилин Монро

1996-98 AccuSoft Inc., All right/Keystone Press Agency
Фото: 1996-98 AccuSoft Inc., All right/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

Мэрилин Монро создала образ, который сделал ее иконой, но при этом навсегда скрыл ее настоящую сущность. За ослепительной улыбкой самой известной блондинки Голливуда скрывалась глубокая, противоречивая личность. Как интеллектуалке удалось перевернуть представления о женственности в кино, почему ее борьба за творческую свободу опередила время и что скрывалось за трагическим финалом самой известной актрисы XX века — в материале 360.ru.

Когда блондинка умнее всех в комнате

Ее образ наивной блондинки с томным голосом и соблазнительной улыбкой намеренно создавался голливудскими студиями. В таких фильмах, как «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера», Монро играла стереотипных красоток, что закрепило за ней славу «красивой, но пустой» актрисы.

Однако за этим тщательно сконструированным образом скрывалась совершенно другая женщина — начитанная, мыслящая и амбициозная. Личная библиотека актрисы насчитывала более 400 книг, включая произведения Достоевского, Камю, Джойса и Фрейда, а в интервью она могла свободно порассуждать о философии и литературе.

Фото: РИА «Новости»

Кроме того, в 1955 году Монро совершила настоящую революцию, основав собственную кинокомпанию Marilyn Monroe Productions. Этот смелый шаг был продиктован не только желанием получить финансовую независимость, но и стремлением к творческой свободе.

Она стала одной из первых актрис, открыто бросивших вызов голливудской системе, и добилась беспрецедентного контракта с Fox, гарантировавшего ей 100 тысяч долларов за фильм.

При этом Монро серьезно относилась к актерскому ремеслу, обучаясь у лучших педагогов своего времени — Михаила Чехова и Ли Страсберга. Ее конспекты по системе Станиславского поражали глубиной понимания актерского мастерства.

imago stock&people
Фото: imago stock&people/www.globallookpress.com

Вне съемочной площадки Монро проявляла социальную сознательность, что было редкостью для звезд ее уровня. Она активно поддерживала Эллу Фицджеральд — королеву джаза, боровшуюся с расовыми стереотипами, — способствуя выступлениям афроамериканской певицы в престижных клубах.

Парадокс Мэрилин Монро заключался в том, что, будучи одной из самых умных и образованных актрис своего времени, она навсегда осталась в массовом сознании как символ «глупой блондинки». Голливудская машина оказалась сильнее — созданный ею образ продолжал жить собственной жизнью, затмевая настоящую личность актрисы — Норму Джин Мортенсон.

Трудная дорога в Голливуд

Норма Джин родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе, но детство ее было далеким от голливудской сказки. После того, как мать, страдавшая психическим расстройством, поместила ее в приют, девочка сменила 11 приемных семей, где пережила множество неприятных моментов, включая насилие.

В 16 лет она вышла замуж за своего соседа Джеймса Догерти. Но любви между молодоженами не было, просто так Норма хотела вырваться из постоянного водоворота приютов и приемных семей.

imago stock&people
Фото: imago stock&people/www.globallookpress.com

Судьба улыбнулась ей в 1944 году, когда на авиазаводе, где она работала, ее заметил фотограф Дэвид Коновер. Его снимки для армейского журнала стали первым шагом в модельной карьере — вскоре ее лицо украсило десятки обложек, а агентство предложило ей сменить имя: Норма Джин исчезла, уступив место звучному псевдониму — Мэрилин Монро.

Первые роли в кино были крошечными, но уже в 1950 году эпизод в «Асфальтовых джунглях» привлек внимание критиков. Студия Fox подписала с ней контракт, хотя и видела в ней лишь «красивую статистку».

Чтобы усилить ее харизму, стилисты изменили цвет волос на платиновый, скорректировали макияж и даже «поставили» знаменитый шепот — так родился образ, покоривший миллионы.

В итоге созданный образ быстро вышел за рамки киноэкрана, навсегда изменив поп-культуру.

Три революции одной Мэрилин

Когда в 1949 году фотограф Том Келли сделал снимки обнаженной Нормы Джин для календаря, никто не предполагал, что эти изображения станут символом сексуальной революции. Всего за 50 долларов будущая звезда позировала на красном бархате, а спустя четыре года Хью Хефнер купил негативы за 500 долларов и поместил их на обложку первого номера Playboy.

Это был первый шаг к легализации женской сексуальности в массовой культуре — Монро, вопреки пуританским нормам эпохи, доказала, что тело может быть искусством, а не поводом для стыда.

Nate Cutler/ZUMAPRESS.com
Фото: Nate Cutler/ZUMAPRESS.com/www.globallookpress.com

Тем временем росло и ее влияние на моду: в 1954 году фото в джинсах Lee Storm Rider перевернуло представление о женском гардеробе, сделав джинсы символом свободы. А в 1962-м ее «голое» платье с кристаллами для поздравления Кеннеди и вовсе стерло границы дозволенного — его пришлось сшивать прямо на ней, чтобы подчеркнуть каждую линию тела.

К 1962 году Монро уже превратилась в культурный код — ее платиновая блондинка с родинкой задала стандарты красоты, а борьба за творческую свободу предвосхитила современную эру. Но за всеми этими достижениями скрывалась уставшая женщина, чей последний год стал отражением ее вечного конфликта с миром.

Ненаписанный финал

Для Мэрилин Монро 1962 год начался как время новых надежд. После долгого перерыва она с воодушевлением приступила к съемкам в комедии «Что-то должно случиться», видя в этой роли возможность показать себя с новой стороны.

Однако с первых дней съемки шли тяжело — хроническая бессонница и приступы депрессии делали ее работу нестабильной. К июню ситуация обострилась, и студия Fox официально расторгла контракт с актрисой, обвинив ее в непрофессионализме.

Этот удар серьезно повлиял на Мэрилин, хотя переговоры о возможном возвращении к проекту продолжались. Параллельно она обсуждала новую роль — биографический фильм о Джин Харлоу, где могла бы реализовать мечту о серьезной драматической работе.

Фото: РИА «Новости»

Несмотря на душевные терзания, в июле Монро провела знаменитую фотосессию для Vogue с Бертом Штерном. Эти снимки, позже названные «Последним сеансом», запечатлели удивительное сочетание уязвимости и внутреннего света. В те же дни ее регулярно навещал психиатр Ральф Гринсон, пытавшийся помочь справиться с депрессией.

Летний день 4 августа начался, как и любой другой. Мэрилин провела его дома, общаясь с несколькими близкими. Вечером она разговаривала по телефону с близким другом Питером Лоуфордом — ее речь показалась ему тогда невнятной, а прощальные слова «Попрощайся за меня…» прозвучали тревожно.

imago stock&people
Фото: imago stock&people/www.globallookpress.com

На следующее утро, 5 августа 1962 года, домработница Юнис Мюррей обнаружила 36-летнюю актрису без признаков жизни. Официальной причиной смерти была названа передозировка лекарствами — печальный итог многолетней борьбы с бессонницей и депрессией.

Миф при жизни

В одной из последних записей в ее дневнике, которую она сделал за месяц до трагедии, Мэрилин задавалась вопросом: была ли реальной она сама или же созданный ею образ?

Эта запись стала эпиграфом к жизни женщины, чей настоящий облик так и остался скрыт. Ее смерть оставила больше вопросов, чем ответов, но одно стало ясно — мир потерял не просто секс-символ, а сложную, глубокую личность, так и не сумевшую вырваться из мифа о самой себе.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте