Превратила насмешки в овации. Как Наталья Гундарева стала всенародной любимицей
:focal(0.47:0.44):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81LzIwMDgwNjI1LWdhZi1yazIyLTAwNy5qcGc.webp?w=1920)
Двадцать лет назад, 15 мая 2005 года, ушла из жизни Наталья Гундарева — актриса, чьи роли в театре и кино стали символом советской эпохи. Ее жизнь была полна триумфов, личных драм и борьбы с тяжелой болезнью. Как складывалась судьба «конопатого чуда», покорившего миллионы сердец, и чем заплатила актриса за свою преданность сцене — в материале 360.ru.
Травля и коммуналка сделали из нее звезду
Наталья Гундарева родилась 28 августа 1948 года в Москве в семье инженеров. После развода родителей девочка осталась с матерью, и они переехали в коммунальную квартиру на Таганке, а позже в маленькую комнату в Кривом переулке рядом с Красной площадью.
Несмотря на любовь к театру, которую привила дочери мама, Наталья долго не рассматривала актерскую профессию всерьез. Комплексуя из-за внешности (одноклассники дразнили ее за полноту и невзрачную одежду), она предпочла более «приземленный» путь.
:focal(0.51:0.46):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS1ndW5kYXJldmEtbmF0YWxqYS02LmpwZw.webp?w=1920)
В 10-м классе девушка перешла в вечернюю школу, устроилась чертежницей в конструкторское бюро и готовилась поступать в строительный институт. Но друг Натальи, будущий актер Виктор Павлов, уговорил ее попробовать силы в Щукинском училище.
В 1967 году, преодолев огромный конкурс (250 человек на место), Гундарева стала студенткой курса Юрия Катина-Ярцева. На вступительных экзаменах случился курьез — проливной дождь смыл с нее весь макияж, но веснушки и природное обаяние сделали свое дело.
Приемная комиссия сразу окрестила абитуриентку «конопатым чудом». Так начался путь одной из самых ярких актрис советского театра и кино.
Случайная роль перевернула театральный мир
В 1971 году Наталья Гундарева окончила Щукинское училище, где училась на курсе вместе с другими будущими звездами — Константином Райкиным, Натальей Варлей и Юрием Богатыревым. Еще студенткой она выделялась трудолюбием: часами репетировала в спортзале, укутавшись в три шали, чтобы скрыть «неидеальную», как она считала, фигуру.
После выпуска перед ней открылись двери четырех театров, но выбор пал на Театр имени Маяковского. Гундареву покорили постановки Андрея Гончарова — «Смерть Тарелкина» и «Трамвай „Желание“».
:focal(0.57:0.56):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS1ndW5kYXJldmEtbmF0YWxqYS0wLmpwZw.webp?w=1920)
Первые три года актриса довольствовалась эпизодами, пока в 1974-м судьба не подарила шанс. Когда Татьяна Доронина без предупреждения уехала на гастроли, Гончаров за 10 дней ввел Гундареву на роль Липочки в «Банкроте».
Режиссер, ранее сомневавшийся, был потрясен: Наталья знала весь текст и мизансцены. Ее дебют стал триумфом.
Она играла всех — от пьяниц до императриц
Наталья Гундарева создала на сцене Театра имени Маяковского образы, ставшие легендарными.
Главным триумфом стала Катерина Измайлова в «Леди Макбет Мценского уезда» в 1979 году. Андрей Гончаров мечтал поставить этот спектакль еще в 1950-х, но тогда, как он признавался, не нашлось актрисы, способной «поднять эту роль».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS1ndW5kYXJldmEtbmF0YWxqYS03LmpwZw.webp?w=1920)
Гундарева не просто справилась — ее исполнение называли «взрывом»: страстная, трагичная, безудержная Катерина шокировала и завораживала. Спектакль продержался в репертуаре 13 лет, став визитной карточкой театра.
В кино Гундарева дебютировала еще в 1971 году, но настоящий успех пришел с ролью Ани Доброхотовой в «Сладкой женщине» пятью годами позже. Ее героиня — наивная провинциалка, жертва собственных иллюзий — вызвала такую волну откликов, что актрису признали «Лучшей актрисой года» по версии журнала «Советский экран».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS1ndW5kYXJldmEtbmF0YWxqYS01LmpwZw.webp?w=1920)
Пик кинокарьеры пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х. В «Осеннем марафоне» Гундарева создала пронзительный образ жены-страдалицы, хотя была на год младше Марины Нееловой, игравшей ее «соперницу».
А в «Одиноким предоставляется общежитие» ее Вера Голубева — добрая сваха с грустными глазами — стала символом целого поколения одиноких женщин.
Актриса мастерски ломала амплуа: после трогательных героинь с легкостью перевоплощалась в вульгарную пьянчужку Люську из «Небес обетованных» или императрицу Елизавету в «Виват, гардемарины!». Критики отмечали: даже в слабых фильмах Гундарева была безупречна.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS1ndW5kYXJldmEtbmF0YWxqYS00LmpwZw.webp?w=1920)
Как говорил Карен Шахназаров, она могла «оживить» даже самый плоский сценарий, как это случилось с ролью певицы Мельниковой в «Зимнем вечере в Гаграх».
Любовь, которая сгорала быстрее, чем сценические страсти
Личная жизнь Натальи Гундаревой напоминала драматический спектакль с яркими, но недолгими актами.
Первый брак с режиссером Леонидом Хейфецем начался романтично — они познакомились на съемках «Обрыва». Но богемный образ жизни 40-летнего супруга (Гундаревой было 25) быстро утомил актрису. Конфликт с матерью Хейфеца и его нежелание менять привычки привели к разводу в 1979 году, этот брак, несмотря ни на что, продлился шесть лет.
:focal(0.59:0.49):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS1ndW5kYXJldmEtbmF0YWxqYS0xLmpwZw.webp?w=1920)
Второй брак с актером Виктором Корешковым сразу же после развода с первым супругом стал вспышкой страсти во время работы над «Леди Макбет». Коллеги шутили, что они «перенесли сценическую любовь в жизнь». Но когда эмоции угасли, обнаружилась пустота — через два года пара рассталась.
Настоящее счастье Гундарева обрела с актером Михаилом Филипповым, за которого вышла в 1986 году.
«Я за него вышла не потому, что он талантливый, а потому, что это он», — говорила Наталья.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS1ndW5kYXJldmEtbmF0YWxqYS0yLmpwZw.webp?w=1920)
Их союз продлился 19 лет, пережив все испытания, включая тяжелую болезнь актрисы.
Несмотря на крепкий союз, детей у них так и не появилось. В СМИ появлялись версии, что причиной бесплодия стал аборт в 1973 году, когда Гундарева выбрала съемки в фильме «Осень». Сама актриса философски замечала, что «детей ей заменил театр», но позже они с Филипповым взяли на воспитание 13-летнюю девочку Ирину.
Инсульт украл сцену, но не сломил дух
Еще с начала 1980-х друзья замечали проблемы со здоровьем Натальи Гундаревой. Актриса много курила, страдала от гипертонии, а в 1986 году попала в серьезную аварию, после которой год восстанавливалась.
Роковым стало лето 2001 года. Во время аномальной жары на подмосковной даче актрисе стало плохо. Медики забрали ее с диагнозом «обширный ишемический инсульт».
Гундарева впала в кому 21 июля. Чудом артистка пришла в себя, но правая сторона тела осталась парализованной.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS1ndW5kYXJldmEtbmF0YWxqYS04LmpwZw.webp?w=1920)
«Я должна выйти на сцену!» — повторяла она во время мучительной реабилитации.
К лету 2002 года казалось, что невозможное возможно — актриса начала ходить и даже планировала роль в «Братьях Карамазовых». Но в декабре 2002 года случилось новое несчастье — на прогулке Гундарева поскользнулась и ударилась головой. После этого она уже не вставала.
:focal(0.49:0.43):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS81LzIwMDgwNTE5LWdhZi1ycjE2LTAwMS5qcGc.webp?w=1920)
Последние годы прошли в уединении — актриса тяжело переживала свой изменившийся облик и злобные сплетни в прессе.
Не дожив трех месяцев до 57-летия, 15 мая 2005 года Наталья Гундарева скончалась по дороге в больницу от очередного инсульта.
Ее героини живы, пока мы помним
Наталья Гундарева оставила уникальный след в культуре, создав галерею образов, ставших частью национального самосознания. Ее героини — от простых доярок до роковых женщин — отражали всю сложность женской судьбы.
«Таких „простых“ женщин, как женщины Гундаревой, в советском кино еще не было», — писал критик Михаил Трофименков.
Даже после смерти актрисы ее работы продолжают жить, а поклонники ежегодно приносят цветы к памятнику на Троекуровском кладбище.