Леонов без грима. Почему гений, заставлявший смеяться и плакать всю страну, умер в тоске о прошлом

Russian Look
Фото: Russian Look/www.globallookpress.com

Евгений Леонов — гений, который заставлял всю страну смеяться и плакать. Его душевность стала главной ролью и главной трагедией. Почему актер, бывший воплощением совести громадной дружной страны, оказался лишним в новой России? Что на самом деле убило народного любимца — больное сердце или слом эпохи — в материале 360.ru.

Человек так и ненаступившего будущего

В его улыбке, в его растерянном взгляде «маленького человека» зритель безошибочно узнавал себя, соседа, друга, видя на экране не актера, а живого, понятного и невероятно близкого персонажа. Он по праву стал самым народным артистом в самой народной стране, ее уникальным достоянием и живым символом лучшего в людях.

Но мир, героем которого был Евгений Леонов, вдруг исчез почти в одночасье. Его главная роль — роль Человека с большой буквы — оказалась невостребованной в новом времени, где во главу угла встали совсем другие, жесткие ценности, а на смену душевности и дружбе пришел прагматизм.

Russian Look
Фото: Russian Look/www.globallookpress.com

Ярче всего этот разрыв эпох иллюстрирует один почти анекдотичный эпизод его последних лет: народный артист СССР в костюме Деда Мороза развлекал «новых русских» в Майами на роскошной вечеринке. Для этих «людей нового времени» великий актер стал лишь экзотическим развлечением.

Чтобы понять всю горечь этой ситуации — нужно проследить, каким долгим был путь Леонова к всенародной славе.

Закалка до несгибаемости

Мало кто знал, как мучительно искал себя Евгений Леонов. После работы на авиазаводе он пришел в Щукинское училище без особых надежд — простой парень с незвездной внешностью.

Его первые роли были эпизодическими, но уже тогда в них проглядывала та самая искренность, которая позже сделает его кумиром миллионов.

Леонову было тесно в амплуа комика, хотя именно комедии принесли ему всенародную любовь. В «Полосатом рейсе» его Шулейкин с его знаменитой сценой демонстрации «татуировки» стал символом человеческой непосредственности.

Russian Look
Фото: Russian Look/www.globallookpress.com

Сам актер мечтал о драматических ролях. Его мечта сбылась в «Джентльменах удачи», где он сыграл не просто две роли, а два измерения человеческой души — доброго воспитателя Трошкина и грубого рецидивиста Доцента.

А в «Белорусском вокзале» его молчаливый фронтовик одной лишь болью в глазах говорил больше, чем иные говорили словами.

Кадр из фильма «Белорусский вокзал»
Фото: Кадр из фильма «Белорусский вокзал»/РИА «Новости»

Отдельно выделялись множество мультипликационных персонажей, озвученных мастером, который даже голосом обязательно привносил в образ каждого героя частичку своей искренности. Его Винни-Пух был не просто медведем, а воплощением детской непосредственности и добра.

Кроме того, его образ ассоциировался с чем-то теплым и домашним, что художник Михаил Беломлинский даже нарисовал Бильбо Бэггинса с лица Леонова для иллюстрации книги Толкина «Хоббит, или туда и обратно».

Но, возможно, самой главной и искренней его ролью была роль самого себя. Того самого «своего парня» не только на экране, но и в жизни, чьи человеческие принципы подвергились еще более жесткому испытанию, чем творческие.

Принципы простого человека

За кадром кинолент и театральных подмостков Евгений Леонов оставался человеком удивительной цельности и скромности, чьи жизненные принципы казались анахронизмом уже в конце 1980-х. Так, его история любви с супругой Вандой стала одним из самых прочных и красивых браков в советском кинематографе.

Они познакомились в 1957 году во время гастролей в Свердловске, где женщина работала администратором в местной филармонии. В итоге, их брак, продлившийся 36 лет, стал редким примером абсолютной преданности в актерской среде.

Леонов не просто любил семью — он строил ее как надежную крепость, защищающую от любых бурь. Сын Андрей вспоминал, что отец был «инженером семейного счастья»: именно он, несмотря на колоссальную занятость, каждое утро ходил за свежим хлебом, а по вечерам мог собственноручно приготовить любимые котлеты для жены и сына, ведь его принцип «главное — чтобы дома был порядок» распространялся не только на вещи, но и на душевное состояние близких.

Фото: РИА «Новости»

Его бытовая скромность была вполне осознанной и, получив в 1960-х квартиру на Фрунзенской набережной, он наотрез отказался менять ее на более престижное жилье, называя эти метры своим настоящим домом.

Коллеги по театру и съемкам поражались его незвездному поведению: он мог отказаться от отдельного номера в гостинице или повышенного пайка на съемках, говоря: «Мне не положено, я как все». Эта черта стала особенно контрастной в 90-е, когда он, народный артист СССР, с заметной неловкостью обсуждал гонорары, в то время как другие уже вовсю учились «делать деньги».

Именно эта система ценностей, основанная на скромности, взаимовыручке и вере в человеческие отношения, стала рушиться на его глазах вместе со страной, породившей эти идеалы. Личная трагедия актера стала отражением общей трагедии огромной страны, стремительно терявшей свои нравственные ориентиры и ту самую простую человечность, которую он так искренне воплощал на экране и в жизни.

Клиническая смерть страны

Январь 1988 года должен был стать триумфом — гастроли «Ленкома» в Гамбурге проходили с оглушительным успехом. Но за кулисами после одного из спектаклей с 58-летним Леоновым случилось несчастье — остановилось сердце.

Фото: РИА «Новости»

Актер находился в состоянии клинической смерти несколько минут, и лишь благодаря мгновенной реакции немецких врачей, которые больше получаса боролись за его жизнь, его удалось вернуть с того света. Это был не просто медицинский факт — это был экзистенциальный надлом, после которого ни он, ни его мир уже не могли быть прежними.

Этот опыт стал для него болезненным духовным перерождением. Вернувшись, он стал другим — более отстраненным от суеты, сосредоточенным на вечном.

Трагедия организма Леонова с пугающей точностью совпала с агонией организма советской страны. Пока врачи в Гамбурге вытаскивали его с того света, его родина уже вползала в эпоху «дикого капитализма» — жестокую, циничную и беспощадную к таким, как он.

Один зритель собрал про меня альбом. Говорит: «Леонов, вот ты в коляске. Вот „моргалы выколю“, вот „Под каменным небом“ даже есть, вот твои ордена и госпремии. А валюта у тебя есть?» «Валюты нет, — говорю. — Драматические актеры бедные. «Тогда все остальное засунь себе в ****, — отвечает. — Начинай жизнь сначала!»

Евгений Леонов

Актер

Его киногерои — простые, честные, с добрым сердцем — стали анахронизмом. Новые режиссеры, отражая запрос времени, снимали кино про бандитов и мошенников, а не про воспитателей детсада Трошкиных.

В 1990-е Леонов испытывал не просто растерянность — экзистенциальную тоску. Ему, гению человечности, нечего было предложить рынку, жаждавшему крови, похабщины и гламура. Его тип кино, как и страна, которую он олицетворял, был приговорен.

Мне хочется дожить в той правде, в той морали, в которой учили. Сейчас везде коммерциализация, говорят, что надо фирмы организовывать, ассоциации — что-то продавать. Но что мне продавать? Ухо?

Евгений Леонов

Актер

Он ушел в 1994 году, словно поставив точку в целой главе не только кинематографа, но и общей истории. Его уход был глубоко символичным — вместе с ним окончательно уходила и та эпоха человечности, которую он так искренне представлял на экране.

Окно в эпоху

Евгений Леонов стал гением именно потому, что был идеальным зеркалом своей эпохи — времени, где ценились простота, искренность и человеческая теплота. Его уникальный талант заключался в способности показывать на экране лучшие черты обычного человека, делая их универсальными и вечными.

Его наследие продолжает жить в каждом кадре его фильмов, которые смотрят и цитируют новые поколения. Леонов навсегда остался тем самым народным артистом, который говорит с нами на языке добра и искренности — языке, которого так не хватает в современном мире. Его творчество стало мостом между эпохами, напоминая о вечных ценностях человеческих отношений.

Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте