Крах королевы закулисья. Как смерть Табакова разрушила империю Зудиной и заставила ее пойти против России
:focal(0.47:0.4):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85LzIwMTcwMzIxLWdhZi1ydDE2LTAzNS5qcGc.webp?w=1920)
Десятилетия державшая в страхе закулисье столичных театров народная артистка России Марина Зудина после смерти супруга Олега Табакова лишилась былого влияния и сцены. В поисках новой опоры актриса заняла позицию, противоположную линии страны, которая дала ей звания и славу. Почему королева МХТ променяла реальную власть на виртуальный протест и какую цену ей пришлось заплатить за смену декораций — в материале 360.ru.
Королева в мире декораций
Имя Марины Зудиной годами внушало одновременно трепет и уважение в театральных кругах Москвы. Ее называли королевой закулисья, хозяйкой, чей голос решал судьбы.
В театре Табакова достаточно было одного ее намека, чтобы молодая актриса превратилась в ведущую звезду, а неугодная артистка навсегда пропала из главных ролей. Костюмеры шили платья под ее настроение, а декораторы ежечасно ждали нового распоряжения.
Начинающие актрисы боялись даже смотреть ей в глаза — вдруг попадешь в опалу, и прощай карьера. Зудина плела вокруг себя целый кокон влияния, где поддержка гарантировала привилегии, а отторжение — забвение.
Даже самые именитые режиссеры предпочитали не спорить с ней, понимая, что противостоять означало рисковать собственной карьерой и душевным спокойствием. Отказ дать главную роль мог обернуться не просто потерей возможности, а настоящей травлей.
Но вся эта власть оказалась призрачной и держалась лишь на одном человеке. И когда его не стало, декорации рухнули в одночасье.
Скандал как билет в королевскую ложу
Роман Марины Зудиной и Олега Табакова начался в 1985 году, когда она была еще студенткой ГИТИС на его курсе. Будущая актриса сознательно стремилась именно к Табакову, который был ее кумиром с детства, несмотря на то, что мэтр был уже женат.
:focal(0.54:0.29):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS16dWRpbmEtbWFyaW5hLTUuanBn.webp?w=1920)
По словам Зудиной, Олег Табаков не отличался эмоциональностью и долго не признавался ей в чувствах. Их брак стал возможен только после развода Табакова с первой женой Людмилой Крыловой, причиной которого стала беременность Зудиной в 1995 году.
Для театральной Москвы это событие имело сильный привкус скандала. Многие считали, что ради собственного счастья Марина шла буквально по головам, не замечая, кого выталкивает на обочину.
:focal(0.52:0.34):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS16dWRpbmEtbWFyaW5hLWFrdGVyLXRhYmFrb3YtcGF2ZWwuanBn.webp?w=1920)
После свадьбы Зудина стала не только женой, но и фактической хозяйкой двух театров — МХТ имени Чехова и легендарной "Табакерки", которыми руководил Табаков. В том же году родился их сын Павел, а спустя еще десять лет — дочь Мария.
Крах империи Зудиной
Смерть Олега Табакова 12 марта 2018 года стала точкой невозврата не только для семьи, но и для всей сложившейся системы. С его уходом исчезли и страх, и прежнее уважение, которые были фундаментом власти Зудиной.
Владимир Машков, новый художественный руководитель, жестко обозначил свою власть, показав, что прежние порядки закончились. Люди, которые еще вчера подносили ей сценарии и конфеты, теперь старательно обходили стороной.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS16dWRpbmEtbWFyaW5hLTMuanBn.webp?w=1920)
Коллеги, привыкшие улыбаться в глаза, начали перешептываться, а кто-то даже не скрывал радости. Главные роли ушли к новым лицам, а спектакли с ее участием один за другим вычеркивались из афиши.
Сама Зудина горько констатировала: «Я выхожу на сцену, дай бог, раз пять или шесть за целый год. Я получаю зарплату, и, в общем, у меня ощущение, что мне платят за то, чтобы я не выходила на сцену и тихо сидела». Особенно болезненным был контраст между ее вчерашним всесилием и сегодняшним положением.
Много лет назад судьба щедро одарила Зудину всем: и сценой, и мужчиной, и статусом. Но за это ей пришлось дорого заплатить — не только личными скандалами и разрушением семьи Табакова, но и драмой вокруг наследства.
После смерти Олега Табакова завещание мэтра вызвало скандалы: большинство имущества ушло Зудиной и их детям, а первый сын артиста Антон оказался не у дел, на что Марина холодно заявила, что «он и так обеспечен». Старшая дочь Александра и внуки получили лишь формальные крохи, и их имена редко звучали в прессе.
:focal(0.42:0.2):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS16dWRpbmEtbWFyaW5hLTYuanBn.webp?w=1920)
Оставшись без своей сцены и без поддержки, королева закулисья стала искать новую площадку для высказывания. И нашла ее в виртуальном пространстве, сменив театральные интриги на политический протест.
Новое амплуа Зудиной
Февраль 2022 года стал переломным моментом для многих россиян, не избежала этого и семья Табаковых. Сразу после начала специальной военной операции актриса присоединилась к сонму голосов, выступающих против СВО.
Она сразу же разместила в социальных сетях лаконичный, но красноречивый статус: «Нет войне». Эти два слова вызвали настоящую бурю негодования среди патриотически настроенных граждан, которые обрушились на актрису с обвинениями в предательстве.
Позже свое послание Зудина удалила, однако мнение не поменяла. В комментариях она продолжила выражать свою поддержку тем, кто не замечал войны восемь лет и заметил только после начала спецоперации.
:focal(0.41:0.26):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS16dWRpbmEtbWFyaW5hLTQuanBn.webp?w=1920)
Актриса не только отмечала «сердечками» посты, в которых утверждалось, что «русские солдаты бомбят все подряд и убивают все и всех», но и в ответ публиковала смайл, обозначающий «да будет так». Таким же эмодзи — сложенные в молитве руки — Марина Зудина отмечала комментарии своих подписчиков, которые писали о якобы жестокости российских солдат.
Можно было бы подумать, что Зудина просто отмечает всех без разбора комментаторов на своей странице, но соседние реплики «лайка» не получали — только те, что про войну и только со стороны украинцев.
Особое недовольство вызвало у артистки решение нынешнего художественного руководителя «Табакерки» Владимира Машкова разместить букву Z на фасаде театра.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLXRlYXRyLXRhYmFrb3ZhLWZhc2FkLmpwZw.webp?w=1920)
Она заявила, что хоть и лично убрать букву раздора с фасада никак не может, но искренне верит, что те, кто там ее повесил, «за свои поступки ответят».
Таким образом, женщина, достигшая вершин в системе российского театра, пользуясь всеми его благами и званиями, теперь заняла позицию, диаметрально противоположную позиции государства, эту систему создавшего.
Цена новой роли
Жизнь Зудиной представляет собой драматическую метаморфозу от всесильной хозяйки МХТ до маргинализированной актрисы с непопулярной позицией. Ее путь ярко иллюстрирует хрупкость власти, основанной не на таланте, а на близости к источнику влияния.
:focal(0.51:0.35):format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNS85L3JpYS1yb3NzaWphLWFydGlzdHktYWt0cmlzYS16dWRpbmEtbWFyaW5hLTEuanBn.webp?w=1920)
Ключевой диссонанс заключается в том, что Зудина — народная артистка России, чьи звания и карьера были целиком созданы в этой стране и этой системе. Ее нынешняя позиция выглядит как отрицание самой основы собственного успеха, того фундамента, на котором строилось ее благополучие.