Детская психосоматика. Как хронический стресс подрывает здоровье смолоду
Психолог Дугенцова: психосоматика у детей может вызвать кожные заболевания
Дети не всегда умеют выражать эмоции, особенно негативные. Со временем они накапливаются в организме и в итоге льются через край. При таком раскладе ребенок начинает часто болеть, ощущать подавленное состояние. Детская психосоматика — важный элемент, о котором следует знать каждому родителю.
Стрессовое состояние у детей
Больше половины школьников не рассказывают родителям о стрессе. Медицинская компания «Инвитро» и образовательная организация MAXIMUM Education провели опрос о влиянии нервного состояния на детей и их родителей. Результаты исследования опубликовала газета «Известия».
Большинство взрослых (33%) наблюдают у их детей нервное состояние, тревожность или раздражительность, 28% отметили перепады настроения, 19% — частые случаи ОРВИ, 12% считают стресс причиной детской головной боли, 14% упомянули апатию и хроническую усталость.
Помимо этого, 9% респондентов назвали следствиями стресса у детей резкое снижение или повышение аппетита, а также высыпания на коже, бессонницу и судороги.
Психосоматика — пул заболеваний
Исследование показало, что на фоне стресса во время учебного года 32% россиян стали чаще посещать с детьми педиатра. Основными причинами похода к врачу назвали ОРВИ (88%), обострение хронических заболеваний (18%), головные боли (12%) и хроническую усталость (2%).
Интересно
По данным исследования, из них большая часть справляется со стрессовым состоянием самостоятельно, у некоторых на решение психологической проблемы нет времени. Другие попросту боятся или стесняются обратиться за помощью к врачу.
Однако иногда какая-то нервная ситуация у ребенка может показаться родителям совершенно обыденным явлением, на которое взрослые даже не обращают внимания, отметила в беседе с «360» детский психолог Дарья Дугенцова.
«Мама может сказать своему ребенку пойти и убраться в комнате, а подросток воспринимает эту просьбу в виде невероятного стресса, кризиса и все в таком роде. Он не вымещает негативную эмоцию и вследствии приобретает психсоматические расстройства», — пояснила эксперт.
Интересно
По словам психолога, негативные эмоции вербально (крики, возмущения) или невербально (топот ногами) должны выходить из организма ребенка. В противном случае вся отрицательная энергия переходит на тело, происходит последняя стадия выхода эмоций из организма — болезни и расстройства, подчеркнула Дугенцова.
Специалист подтвердила, что самая распространенная среда для развития психосоматики — социум, а в случае детей и подростков — школа. Обычно накопление негатива происходит при обстоятельствах, когда ребенок не может или не имеет права выразить то, что накипело.
В школе должна быть активная саморегуляция. Во время урока одноклассник может, к примеру, ткнуть ручкой другого ребенка, у того возникает стресс. Если во время переменки дети не выпустят негативные эмоции, то они выходят через какое-то время наружу в виде болезни.
Дарья Дугенцова
детский психолог
Собеседница «360» уточнила, что острая психосоматика обычно не проявляется у детей младше трех лет. Дошкольники редко сталкиваются с подобными проблемами. Исключение — чересчур строгие родители, которые запрещают кричать, топать и плакать, перечислила психолог.
«В младенчестве психосоматика встречается еще реже. Однако она может быть у тех детишек, у кого нет родителей. У них, к сожалению, все может доходить даже до депрессии, дерматита (острое воспаление кожных покровов — прим. ред.)», — рассказала Дугенцова.
Помимо этого, кожные заболевания (аллергия, сыпь и другие) у детей могут быть связаны с нежеланием прикосновений и объятий с некоторыми родственниками и другими людьми. Даже если ребенок прямо говорит, что не хочет этого делать, родители все равно заставляют его.
Получается, организм ребенка «зажевывает» негативную эмоцию. Поэтому тело делает вывод, что если мы не можем отталкивать словесным образом, то будем это делать с помощью визуальных проблем на коже.
Дарья Дугенцова
детский психолог
Переизбыток негативных эмоций у дошколят также выражается в виде кашля, частого или постоянного насморка и проблем с носоглоткой, добавила эксперт. Самый пик психосоматических заболеваний приходится на период первого похода в детский сад.
«К тому же болячка может появляться у ребенка исходя из соображения: когда я болею, мама — рядом. Организм делает вывод, что нужно болеть чаще, ведь в таком случае малыш не пойдет в детский сад, а останется в комфортной домашней атмосфере с мамой. Сепарация для детей до трех лет — очень болезненное явление», — объяснила психолог.
Похожая ситуация — с первоклассниками, не ходившими перед школой в детский сад. Дети не привыкли к социуму, а оказавшись в дискомфорте и вечном стрессе перед неизвестным, начинают все чаще болеть. Хотя, несмотря на трудности, с каждым днем состояние ребенка, конечно, улучшается, заметила Дугенцова.
Как лечить психосоматику у детей
Детский психолог уточнила, что, помимо походов к педиатру и покупки определенных таблеток, нужно понять, что именно вызвало стрессовое состояние у ребенка.
Нужно полностью «прожевать» отрицательную эмоцию вместе с детьми и разрешить ее выпустить наружу. Например, с самого детства нужно учить ребенка избавляться от негатива: если расстроился — пусть потопает ногами, разозлился — пусть похлопает в ладоши. Малышам следует привыкнуть к тому, что любое проявление агрессии — это тоже нормально
Дарья Дугенцова
детский психолог
К разговорам собеседница «360» рекомендовала добавить арт-терапию — порисовать вместе с ребенком различные эмоции. По ее мнению, подобные занятия — самое полезное времяпрепровождение родителей с ребенком, которое поможет предотвратить развитие психосоматических заболеваний.
Но Дугенцова предупредила, что не все детские болезни — психосоматика. Изначально нужно избавиться от физического недомогания и только потом приступать к решению психологической проблемы.
«Сначала мы лечим кашель, насморк и параллельно разбираемся с психосоматикой, а не наоборот. Некоторые родители думают, что все болезни у ребенка — априори от негативных эмоций, поэтому они не будут лечить его. Это уже крайности. Сначала — врач, и затем начинаем заниматься чем-то дополнительным», — заключила врач.