Минтранс хочет повысить тарифы на платных дорогах. Это поможет россиянам стать мобильнее
Эксперт Блинкин: россияне могут не заметить повышения тарифов на платных дорогах
Министерство транспорта предложило повысить предельные тарифы на проезд по платным дорогам. Такая мера необходима из-за подорожания строительства и ремонта трасс. Однако, по мнению экспертов, водители и грузоперевозчики могут не ощутить на себе рост цен и не откажутся от проезда.
Новые тарифы
Для легковушек стоимость увеличится с трех до пяти рублей за километр, для грузовика — до 14,25 рубля. Если трасса строилась с нуля, максимальный тариф поднимется с трех до восьми рублей, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на проект постановления.
Сегодняшний расчет тарифов ввели еще в 2015 году. Пересмотр понадобился из-за возросших на 12 процентов цен на строительство. Например, трасса М-12 подорожала до 800 миллиардов рублей, а ее хотят продлить до Владивостока. Увеличилась стоимость ремонта и капремонта.
Такая мера привлечет внебюджетное финансирование, а значит, ускорит появление новых дорог и позволит поддерживать старые. Как результат — население станет мобильнее.
В ведомстве уверены, что владельцы большегрузов не ощутят изменений. Средняя продолжительность поездки таких автомобилей по платным трассам — 300 километров, при максимальных тарифах она подорожает на 804 рубля.
Экономическое решение
Председатель общественного совета Минтранса, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин объяснил в беседе с «360», что ведомство подняло верхнюю планку тарифов за проезд по платным трассам, а саму стоимость рассчитывает концессионер, управляющий дорогой.
«Расчеты последних лет показывают, что точка максимума выпирает за ограничения, установленные ранее правительством. Концессионер вводит тариф не из желания завысить стоимость, а чтобы получить максимальный доход», — уточнил он.
Однако, по мнению независимого аналитика по вопросам экономики Дмитрия Адамидова, инициативу Минтранса могли «продавить» концессионеры. Специалист сообщил «360», что компаниям необходимо постоянно повышать цены, чтобы доход и затраты сходились.
«Чем больше они строят, тем больше их затраты. Население стабильно прирастает, но не таким образом, чтобы по существующей платной дроге постоянно увеличивался трафик. А затраты в связи с ремонтом растут», — отметил Адамидов.
Реакция водителей
Водители вряд ли начнут массово отказываться от проезда по таким дорогам. Россияне с небольшим доходом выберут бесплатную трассу, такая же ситуация — с грузоперевозчиками, сказал Блинкин. А жители Москвы и Подмосковья, скорее всего, не обратят внимание на повышение тарифов и продолжат пользоваться трассами, если им это выгодно.
«Если перевозчик везет серьезный и дорогой груз, то траты в 100-200 рублей на дорогу не будут существенными для грузоотправителя», — сказал собеседник «360».
Тем не менее нельзя исключать негативную реакцию дальнобойщиков из-за новых тарифов. По словам Адамидова, если такое произойдет, цены скорректируют.