Дебоширов отфильтруют на входе. Авиакомпании ужесточат наказание за бунт на борту
Бортпроводник Борисова: черный список пассажиров сработает при жестком наказании
Инициатива «Аэрофлота» об объединении черного списка пассажиров российских авиакомпаний в единый реестр, а также ужесточение наказаний за нарушение правил полета нашла поддержку среди других перевозчиков, входящих в Ассоциацию эксплуатации воздушного транспорта (АЭВТ). Со своей инициативой они обратились в Минтранс. Но меру сочли недостаточной, потому что под ограничения на полет подпадут только те, кого уже ловили на неадекватном поведении.
Реестр дебоширов
О направленной АЭВТ в Минтранс инициативе сообщил «Коммерсант». Сегодня у каждого перевозчика есть свой черный список неадекватных пассажиров, которых не пускают на борт. Ежегодно реестры обнуляют. «Аэрофлот» предложил объединить все списки в один, продлить его на три года, а также передать туроператорам, чтобы дебоширы не могли попасть на чартерные рейсы.
Кроме того, число нарушений предложили расширить и включить туда курение на борту и мелкое хулиганство. Необходимые изменения в виде федеральных законов внесут в Воздушный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Источник «Коммерсанта» в Минтрансе отметил, что инициативу в ведомстве получили — сейчас она находится на рассмотрении.
В пресс-службе «Аэрофлота» в ответ на запрос «360» подтвердили, что авиакомпания по своей инициативе выступила за изменения федерального законодательства для усиления ответственности пассажиров за деструктивное поведение во время полета.
«Предусматривается обмен между перевозчиками сведениями о лицах, внесенных в черный список. Также предлагается увеличить до трех лет срок нахождения в черном списке деструктивных пассажиров и расширить составы правонарушений», — заявили в пресс-службе.
Нереализованные инициативы
Профилактические меры для недопуска на борт пассажиров с деструктивным поведением обсуждали не один раз. Со своими инициативами, направленными прежде всего на профилактику этого явления, выступали пилоты и бортпроводники. Прежде всего, они ратовали за повышение ответственности за дебош. Об этом в беседе с «360» заявила представитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова.
Она пояснила, что сейчас сумма штрафа для пассажира минимальная и никак не сказывается на его поведении.
«Материальная ответственность должна сильно бить по карману. Это должна быть серьезная сумма вплоть до сотен тысяч рублей и до заключения под стражу с отбыванием уголовного срока, если дебош сопряжен с угрозой жизнью пассажирам и экипажу», — отметила Борисова.
Собеседница «360» добавила, что в свое время экипажи самолетов предлагали ввести запрет внесения на борт всех видов алкоголя, включая купленный в дьюти-фри. Все спиртное должно лететь в багажном отсеке отдельно от пассажиров, чтобы после прилета владельцы могли получить их лично в руки.
«Но эта мера требует дополнительных действий от наземных служб», — пояснила Борисова.
Она добавила, что были еще достаточно сумасбродные предложения по обучению бортпроводников специальным приемам. Но с учетом практически ежедневных полетов сделать это невозможно.
«Также обсуждали меру по введению на борту воздушного судна наручников. Но мы ее не поддержали, потому что кто будет скручивать дебоширов? Не всегда можно рассчитывать на помощь других пассажиров. Если есть добровольные помощники — это хорошо, но так бывает не всегда», — пояснила собеседница «360».
Борисова отметила, что единый черный список — мера неплохая и имеет смысл, но заниматься вопросом стоит комплексно.
Черные списки есть и сейчас, но они гибкие и не в полной мере решают вопрос с недопуском. Кроме того, направлены на исключение повторного допуска к перевозке дебоширов. Но этого недостаточно.
Илона Борисова
представитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников
Бортпроводник призвала к совмещению ужесточения ответственности и жесткой профилактики.
«Есть и еще одно предложение — законодательно наделить бортпроводников правом по своему усмотрению отказывать пассажирам в перевозке, если бортпроводники рассматривают поведение, как деструктивное. Ведь бортпроводники, постоянно работающие с людьми, по сути занимаются прикладной психологией, прогнозированием развития событий, у них обычно срабатывает чутье, которое не подводит», — отметила Борисова.
По ее словам, так как на бортпроводниках лежит прямая обязанность обеспечивать безопасность пассажирской кабины, то лучше упредить, чем потом разгребать последствия. Сейчас таким правом обладает только командир корабля, но таким образом можно разгрузить еще и летный экипаж.
Опыт других стран
Представитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников заявила, что качественные меры приняли в других странах. Их можно взять на вооружение. В качестве примера она привела израильский аэропорт Бен-Гурион.
«Там работает многоступенчатая система видеонаблюдения за пассажирами, когда их отслеживают по всему терминалу. Наземные службы и правоохранительные органы могут вмешаться в любой момент и остановить человека, чье поведение им кажется деструктивным», — рассказала Борисова.
Она пояснила, что это происходит еще до того момента, как человек поднимается на борт. При этом задержать могут не только людей в состоянии опьянения, но тех, кто уже вступил в конфликт с другими пассажирами.
«Хороший способ применяют американские компании. Там есть маршалы — это специалисты, обученные бою в ограниченном пространстве. У них всегда с собой специальные средства в виде электрошокеров. Они регулярно летают на рейсах и всегда готовы нейтрализовать дебошира», — привела пример Борисова.
Бортпроводник подчеркнула, что это качественные меры, принятые международным сообществом.
«Кстати, надо отдать должное МВД РФ, которое однажды уже выходило с инициативой о создании в своем составе подобного подразделения с идентичными задачами для полётов в рейсах», — отметила она.
Что могут бортпроводники
Экипажи российских пассажирских самолетов, обратила внимание Борисова, могут снять дебошира или нарушителя правил полета с рейса только во время посадки или рулежки, когда еще есть возможность вернуться на стоянку к трапу.
Тогда салон приглашают сотрудников полиции, которые выводят набедоку́рившего пассажира. Точно так же правоохранителей приглашают и после посадки самолета, чтобы передать его в руки правосудия.
Если ситуация угрожающая и происходит во время полета, то командир имеет право на вынужденную посадку в ближайшем аэропорту.