Трагедии «Курска» — 25 лет. Как и по чьей вине погибла российская подлодка

Zamir Usmanov/Global Look Press
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press/www.globallookpress.com

Ровно четверть века назад мир стал свидетелем страшной трагедии: 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море затонула российская атомная подводная лодка «Курск». Погибли 118 моряков. Эта катастрофа стала крупнейшей в послевоенной истории советского и российского подводного флота. Ее подробности — в материале 360.ru.

Строительство подлодки «Курск»

Подводный ракетоносный крейсер К-141 «Курск» заложили в Северодвинске в 1990 году. Судно стало десятым кораблем проекта 949А (М) «Антей» — серии советских и российских атомных ракетных подлодок III поколения, вооруженных сверхзвуковыми крылатыми противокорабельными ракетами «Гранит».

Свое имя «Курск» получил в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны. Подлодку спустили на воду в мае 1994-го, и уже в январе следующего года она пополнила ряды кораблей Северного флота. Субмарина вошла в состав седьмой дивизии подводных лодок с базированием в Видяево Мурманской области.

«Курск» отлично показал себя в ракетных стрельбах на приз главкома ВМФ России. Участвовал в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море в августе–октябре 1999 года и получил звание лучшего корабля в своей дивизии. Летом того же года субмарина отметилась в военно-морском параде ко Дню ВМФ в Североморске.

Силуэт подводной лодки проекта «Антей». Mike1979 Russia
Фото: Силуэт подводной лодки проекта «Антей». Mike1979 Russia/Википедия

Как утонула АПЛ «Курск»

«Курск» вышел в море 10 августа 2000 года. Командовал судном капитан I ранга Геннадий Лячин.

Экипажу предстояло выполнить учебно-боевое задание недалеко от Кольского залива: провести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту находились 24 ракеты «Гранит» и 24 торпеды.

Учебная атака была назначена на 12 августа, с 11:40 до 13:40. Субмарина должна была условно обстрелять «Гранитом» эскадру во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота, атомным крейсером «Петр Великий». Однако за 12 минут до начала стрельб гидроакустика зафиксировала звук взрыва.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» Северного флота России. Олег Ласточкин
Фото: Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» Северного флота России. Олег Ласточкин/РИА «Новости»
1/2
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Северного флота России у причала в городе Североморске. Павел Львов
Фото: Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Северного флота России у причала в городе Североморске. Павел Львов/РИА «Новости»
2/2

Лишь после того, как в назначенное время не случилось торпедных атак, а с «Курска» не отчитались о результатах выполнения учебно-боевого упражнения, стало понятно, что произошло ЧП. В воздух подняли вертолеты, радисты постоянно запрашивали экипаж субмарины. Ответом была тишина. На следующий день подлодку обнаружили на дне, на глубине 108 метров.

Позже стало известно, что из-за неправильного обслуживания торпеды «Кит» протекла перекись водорода — ее использовали вместе с керосином в качестве топлива парогазовой турбины снаряда. Химические реакции вызвали возгорание паров керосина и взрыв, когда подлодка находилась на глубине приблизительно 30 метров.

Сильный пожар вывел из строя первые три отсека, включая главный командный пункт. Субмарина оказалась неуправляемой и пошла ко дну. Удар о грунт спровоцировал взрыв торпедного боезапаса подлодки. При этом ядерный реактор не пострадал и не дал утечки радиации — это впоследствии подтвердили многочисленные экспертные комиссии.

Подлодка «Курск» во время ходовых испытаний, 1994 год
Фото: Подлодка «Курск» во время ходовых испытаний, 1994 год/Публичное достояние

Записка Колесникова

После взрыва, который последовал при ударе о дно, командир турбинной группы дивизиона движения седьмого отсека капитан-лейтенант Дмитрий Колесников успел вывести оставшихся в живых 23 моряка на корму. Там офицер, которому только-только исполнилось 27 лет, оставил записку для жены и коллег.

Олечка! Я тебя люблю, не переживай сильно. Г.В. привет. Моим привет. Митя 12.08.2000 г 15.15. Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов похоже нет, 10-20%. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м, и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников

Текст записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова

Ни моряки, ни сам Колесников не спаслись — они погибли через восемь часов после взрыва. Вызволить их было невозможно: сильно мешали погодные условия, к тому же никто не знал, где были выжившие подводники. Кроме того, шлюз лодки был сильно деформирован.

В октябре 2000 года американские и российские водолазы вскрыли корпус «Курска». Они нашли тела капитана и еще 11 подводников.

Указом президента Дмитрия Колесникова посмертно наградили орденом Мужества. Командира турбинной группы дивизиона движения похоронили на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Офицер-подводник, капитан-лейтенант ВМФ РФ, командир турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК) К-141 «Курск» Дмитрий Колесников
Фото: Офицер-подводник, капитан-лейтенант ВМФ РФ, командир турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК) К-141 «Курск» Дмитрий Колесников/Википедия

Родные капитана так и не увидели его послание — даже на фото. Хотя начальник штаба Северного флота Михаил Моцак лично обещал вдове офицера передать записку ее мужа, женщине предложили получить только пепел документа. А вместо оригинала отдали страницу перепечатанного текста.

Как «Курск» подняли со дна

Было очевидно, что все ответы на вопросы о гибели «Курска» можно найти только на самой АПЛ. Все этапы операции по подъему подлодки заняли год — до осени 2001-го. В операции задействовали около 120 компаний из 20 государств, а ее стоимость превысила 70 миллионов долларов.

Основные работы проводили нидерландская компания Mammoet Transport BV и центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Поднимать «Курск» нужно было очень аккуратно, без крена: в результате взрыва механизмы подлодки оказались сорваны со своих фундаментов, состояние ракет и торпед — неизвестно.

Мемориал погибшим морякам АПРК «Курск», Серафимовское кладбище, Санкт-Петербург. Zamir Usmanov
Фото: Мемориал погибшим морякам АПРК «Курск», Серафимовское кладбище, Санкт-Петербург. Zamir Usmanov/www.globallookpress.com

Спасатели опасались, что при отрыве субмарины от грунта она развалится. Кроме того, рывок мог вызвать детонацию боеприпасов.

Для подъема разработали специальное оборудование, в том числе создали гигантские понтоны, провели сложные технические расчеты. Всю работу документировал знаменитый композитор и режиссер Виталий Федько.

Капитан первого ранга Андрей Звягинцев участвовал в операции по подъему подводной лодки «Курск». Он рассказал 360.ru, что это была уникальная операция, у которой до того не было аналогов в мире — поднять атомный подводный крейсер с глубины более 100 метров.

Мы не знали, что на самом деле произошло, что ждет на глубине. Хотя в помощь бросили силы обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. Тем не менее и наше командование, и представители зарубежных фирм относились к началу работ на «Курске» с большой осторожностью.

Андрей Звягинцев

Капитан уточнил, что родственники моряков «Курска» просили подводников не рисковать, «чтобы не было дальнейшей гибели людей».

Водолазы нашли тела 115 погибших подводников. Не смогли обнаружить останки лишь матросов Дмитрия Коткова и Ивана Нефедкова, а также главного специалиста каспийского машиностроительного завода «Дагдизель» Мамеда Гаджиева.

Мемориал погибшим морякам АПРК «Курск», Серафимовское кладбище, Санкт-Петербург. Zamir Usmanov
Фото: Мемориал погибшим морякам АПРК «Курск», Серафимовское кладбище, Санкт-Петербург. Zamir Usmanov/www.globallookpress.com

Почему затонул «Курск»: версии

Сразу после гибели подлодки весь мир начало лихорадить от предположений: что же произошло с российской атомной субмариной?!

Редкое издание ограничивалось сухой констатацией фактов, и хлынувшие отовсюду «специалисты» и «эксперты» несли в народ версии, одна другой фантастичнее. Очевидцы тех времен не дадут соврать: даже инопланетян приплетали.

Рубка атомной подводной лодки «Курск» на территории завода «Ремстроймаш» в в Северной промышленной зоне Мурманска
Фото: Рубка атомной подводной лодки «Курск» на территории завода «Ремстроймаш» в в Северной промышленной зоне Мурманска/РИА «Новости»

В конце концов все свелось к 18 рабочим версиям, из которых наиболее реальными были следующие:

Практически все эти варианты признали необоснованными. В том числе попытку выставить террористом-смертником уроженца Дагестана Гаджиева — того самого гражданского специалиста «Дагдизеля», тело которого так и не нашли.

Останки российской подводной лодки «Курск» в плавучем доке
Фото: Останки российской подводной лодки «Курск» в плавучем доке/Википедия

Американская торпеда погубила «Курск»?

Даже после того, как «Курск» подняли и эксперты поняли причину катастрофы, находилось немало скептиков, которые были уверены: правительство скрыло от общества истинные причины гибели подлодки. Одним из таких был французский режиссер Жан-Мишель Карре. Он даже снял фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде»

Француз настаивал, что «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал». За испытаниями наблюдали две американские подлодки «Мемфис» и «Толедо». Последняя в какой-то момент столкнулась с русской субмариной, и, чтобы предотвратить выстрел по партнеру, «Мемфис» ударил торпедой Mk-48.

Photoagency Interpress/Russian Look
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look/www.globallookpress.com

В 2021 году адмирал Вячеслав Попов, который во время катастрофы с «Курском» был командующим Северным флотом и лично находился на борту флагманского крейсера «Петр Великий», заявил, что рядом с подводной лодкой находилась чужая субмарина. И она подала сигналы бедствия, по которым нашли российскую АПЛ.

Вот только вице-адмирал Валерий Рязанцев, который входил в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы на «Курске», напомнил: когда на «Петре Великом» гидролокаторы зафиксировали взрыв, а подлодка не вышла на связь, этому не придали значения и донесли о ЧП лишь спустя 12 часов после трагедии.

Интересно

Во время расследования трагедии выяснилось, что «черные ящики» подлодки — аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», записывающая переговоры по громкой связи — в день аварии были отключены вопреки регламенту. Кроме того, на «Курске» не была включена сигнализация аварийного буя (с него даже не сняли заводское крепежное устройство) и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны.

В своей книге «В кильватерном строю за смертью» Рязанцев утверждал: экипаж субмарины был просто не ознакомлен с правилами обращения с нештатной для «Курска» торпедой. Именно Попов и ряд других начальников Северного флота и ВМФ были в ответе за учебно-боевую подготовку на флоте, пренебрежение требованиями безопасности и предписаниями Главштаба.

Те же лица, по мнению вице-адмирала, проявили некомпетентность во время спасательной операции. Согласился с Рязанцевым и доктор технических наук Дмитрий Власов. Он отмечал, что «таинственный стук», который слышали на «Петре Великом», подавал один из матросов, спасшихся в девятом отсеке вместе с Колесниковым: он выстукивал призыв о помощи SOS.

Высокие флотские адмиралы потом рассказывали, что да, на «Петре Великом» запеленговали сигналы SOS, но мы считаем, мол, что эти сигналы исходят из зарубежной подводной лодки. Которая якобы ударила «Курск» и пострадала от этого сама. Потом отошла на расстояние и стала зализывать там свои раны. И посылать сигналы SOS.

Дмитрий Власов

Военный обозреватель, полковник запаса, журналист Александр Жилин рассказал, что знакомые офицеры-подводники вспоминают адмирала Попова не лучшими словами. Многие моряки откровенно назвали халатностью то, что попытки спасти подводников начались так поздно и драгоценное время было потеряно.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте