Батискаф на миллиарды. Можно ли спасти туристов-исследователей со дна Атлантики?
Полковник в отставке Тимошенко: батискаф Titan невозможно обнаружить и поднять
Место гибели «Титаника» может запомниться еще одной катастрофой. Возле остова лайнера 18 июня пропал туристический батискаф: на борту оказались богатые и известные люди, так что поиски идут полным ходом. Проблема в том, что достать судно с такой глубины почти не реально.
Что известно о миссии батискафа «Титан»
Подводный аппарат Titan пропал в Атлантическом океане вечером 18 июня. Он должен был спуститься на глубину 3,8 километра к месту крушения знаменитого лайнера «Титаник». На борту находились два члена экипажа и трое туристов.
Компания OceanGate Expedition подтвердила, что батискаф принадлежит ей. Сигнал с судна прервался примерно через час 45 минут после погружения (всего рейс длился бы два часа), хотя должен отправляться каждые 15 минут. Запасов кислорода в Titan было на 96. Предположительно, Titan мог врезаться в риф или застрять в обломках «Титаника».
Кто находится на борту батискафа «Титан»
Батискаф сделан из титана и углеродного волокна, весит более девяти тонн. Он может погружаться на четыре тысячи километров «с комфортным запасом прочности» и уже дважды участвовал в спуске к «Титанику» — в 2021 и 2022 годах, сообщил Daily Mail.
Прокатиться к останкам знаменитого лайнера стоит 250 тысяч долларов с человека — чуть больше 21 миллиона рублей по сегодняшнему курсу. Словом, бедных туристов на борту не было, поэтому искать их будут ответственно.
Управляли батискафом исполнительный директор и основатель OceanGate Стоктон Раш, а также бывший командующий ВМС Франции, водолаз Поль-Анри Наржеоле. Последний считался ведущим специалистом по месту крушения «Титаника» и побывал там в нескольких экспедициях.
Среди пассажиров — 48-летний председатель компании — производителя удобрений Dawood Hercules Corporation Шахзад Давуд и его 19-летний сын Сулейман. Семья бизнесмена — одна из богатейших в Пакистане и известна тесными связями с Великобританией.
Третьим стал знаменитый британский миллиардер Хэмиш Хардинг. Он летал в космос, совершил одиночную кругосветку через Южный и Северный полюсы, а также спускался в Марсианскую впадину на глубину 11 километров.
Перед погружением Хардинг отправил сообщение своему другу, экс- астронавту НАСА полковнику Терри Виртсу. «Эй, мы завтра уезжаем, все выглядит хорошо. Прежде погода была плохой, поэтому все ждали этого», — написал миллиардер.
Коварный «Титаник»
Бывший научный редактор ABC Майкл Гильен рассказал, что чуть не погиб во время путешествия к «Титанику» в 2000 году. Американец участвовал в экспедиции российского научно-исследовательского глубоководного аппарата «Мир-1».
Этот уникальный батискаф мог опуститься на глубину шесть километров. «Мир» использовали для съемок фильма «Титаник» Джеймса Камерона и множества документальных лент как о самом лайнере, так и о тайнах подводных глубин.
Во время путешествия Гильена судно попало в сильное подводное течение. Оно буквально толкнуло батискаф на 21-тонные винты лайнера, и после удара «Мир» застрял под обломками кормы. Попытки уйти задним ходом ничего не дали.
Позже я узнал, что наша субмарина случайно попала в быстрое глубоководное течение. Через долю секунды «Мир» врезался в винт «Титаника». Я почувствовал удар от столкновения: ржавые обломки посыпались на нашу подводную лодку, закрывая обзор в иллюминатор.
Майкл Гильен
Американец уже начал прощаться с жизнью, однако экипаж стал двигать аппарат вперед-назад. Через полчаса «Мир» и все участники экспедиции были спасены. Гильен признался, что до сих пор с ужасом вспоминает то путешествие.
Спасти батискаф почти невозможно
Полковник в отставке Михаил Тимошенко рассказал «360», что на глубине около четырех километров батискаф или подлодку нельзя засечь никакими средствами обнаружения. Не поможет даже большая масса судна. И спасать с такой глубины невозможно.
«Когда надеялись спасти „Курск“, делали попытки пристыковать водолазный колокол к площадке люка. Из-за волны детонации деформация, распространявшаяся по корпусу, перекособочила его, и стыковка не состоялась. При этом подлодка лежал на глубине всего 108 метров», — напомнил Тимошенко.
По его словам, стоит учесть еще один фактор: каждые 10 метров под водой — это одна атмосфера давления. То есть на глубине один километр давление уже 100 атмосфер — 100 килограммов на квадратный сантиметр.
Как можно, допустим, найти подводный аппарат, если он неподвижен и его не зацепить ничем? Забрать себе экипаж тоже не выйдет. Должна быть спасательная капсула на подводных лодках. Но с глубины четыре километра пока никто не спасался, насколько я знаю. Это смертельная глубина.
Михаил Тимошенко
Эксперт уточнил: если субмарина все же застряла в обломках лайнера, ее можно попытаться спасти лишь с помощью другой, более мощной, подлодки. Или опустить на дно подводного робота с манипуляторами, который может помочь батискафу освободиться — отогнуть металл или распутать леер, например.
Жив ли экипаж батискафа «Титан»?
Признавать, что на батискафе все погибли, никому не хочется — все-таки двое миллиардеров на борту, добавил Тимошенко. Но и заявлять, что подводный аппарат спасти невозможно, не хотят.
«Нет, речь о том, что все погибли, вести не будем. Скажем так: что-то случилось. Так найдите сначала батискаф, выясните, где он. Если он висит в толще воды — а это возможно, — у него должен быть какой-то поплавок, обеспечивающий его подъем», — подытожил полковник в отставке.