Злостных нарушителей ПДД занесут в базу. Дороги могут не стать безопаснее, зато каршеринг получит шанс поднять цены

Фото: РИА «Новости»

База данных с информацией о злостных нарушителях правил дорожного движения появится в России в 2021 году. Данные о водителях смогут получить компании каршеринга и агрегаторы такси. Но они вряд ли станут прибегать к блокировке, чтобы не потерять прибыль, считают эксперты. Еще одним минусом платформы могут стать утечки сведений мошенникам.

О создании онлайн-базы данных сообщил ТАСС со ссылкой на МВД России. Точных сроков запуска в ведомстве не назвали, но уточнили, что он состоится уже в начале 2021 года. Цифровую платформу разрабатывают совместно с Минкомсвязью. В базу будут вносить как российских водителей, так и иностранных.

Доступ к информации получат каршеринговые компании и агрегаторы такси. Они смогут узнать о многократных нарушениях правил, а также лишении ли прав того или иного водителя. Кроме того, платформу будут использовать для автоматизированных проверок. Их основная цель — профилактика нарушений правил дорожного движения.

Вопрос прибыли и утечек

Инициатива создать базу данных злостных нарушителей обусловлена не только в профилактикой нарушений на дорогах. По словам шеф-тренера экспертного центра «Движение без опасности» Владимира Бахарева, вопрос заключается еще и в прибыли.

«Здесь на весах стоят две истины. Первая — это вопрос о безопасности движения. С другой стороны стоит прибыль. Говорить о том, что качественно можно изменить отношение агрегаторов к прибыли, наверное, нет [, нельзя]. Я думаю, что реализация этого проекта займет массу времени как минимум», — пояснил он «360».

Эксперт добавил, что еще один момент заключается в хранении персональных данных. Как и у любой базы данных, у подобных платформ есть свойство утекать в общее пользование. Кроме того, возникает вопрос, каким образом база будет использоваться в дальнейшем. Сейчас же у того же каршеринга достаточно технических средств, чтобы отследить целый ряд нарушений как снаружи — с использованием камер, так и изнутри — с использованием телеметрии.

«Встает вопрос о том, если человек постоянно пользуется каршерингом и приносит прибыль, то каким образом будет реагировать агрегатор. Будет ли отсекать постоянных клиентов в угоду безопасности? Мне кажется, что здесь должно быть что-то еще, что-то третье, что не озвучивается вслух. Только в таком смысле будет понятно существование этой базы», — отметил Бахарев.

Он подчеркнул, что третья часть, которая неявно лежит на поверхности, может быть рычагом для официального обоснования поднятия цен для определенных групп граждан.

«То есть их не будут отстранять, а будут повышать планки до тех пор, пока часть из них не начнет уходить. Это погоня за прибылью, мое личное мнение», — заявил шеф-тренер.

По словам Бахарева, идея с онлайн-базой неновая и уже давно используется в мире. Но во внедрении этой системы больше всего заинтересованы страховые компании, так как речь идет о проценте снижения риска убыточности.

Автомобильный эксперт Вячеслав Субботин тоже увидел в базе нарушителей лазейку для мошенников. Он отметил, что данные станут доступны тем, кто попытается на них нажиться.

«Как — это вопрос технический. Но то, что она станет доступна, это точно. Это как врачебная тайна, ну совершил я аварию, я не хочу, чтобы о ней кто-то знал, поэтому пусть она остается в ГАИ», — сказал Субботин.

Он добавил, что частный бизнес должен сам создавать подобные базы, а не вмешивать государство и говорить о повышении безопасности на дорогах.

«Безопасность на дорогах повышает совсем другое, а не ваш частный бизнес. Поэтому я против того, чтобы такую базу расширяли, точнее, давали пользоваться совершенно частным структурам», — заявил автомобильный эксперт.

Кого считать злостным нарушителем

Чтобы выявить злостных нарушителей правил, можно обратиться к статистике. Если речь идет о правоустанавливающих моментах, то статистика может показать, что водитель систематически проезжает на красный свет и так далее.

«Это один блок злостных нарушителей, когда в нарушении есть факт намерения. То есть это не случайность, а он намеренно, из раза в раз повторяет одну и ту же ошибку. Но с точки зрения скоростного режима в большинстве случаев превышение идет очень небольшое. Здесь нужно смотреть все это в совокупности. По моей практике я могу сказать, что все равно один-два штрафа в месяц ты в том или ином виде собираешь», — рассказал Бахарев.

Он пояснил, что если переложить эту статистику на год, то два штрафа в месяц перерастут в 24 нарушения за год. В итоге получится, что каждый такой водитель является злостным нарушителем ПДД.

«Я думаю, что здесь нужно очень точно подбирать критерии, по которым будет определяться понятие „злостный нарушитель“. Речь должна идти о серьезных правонарушениях», — отметил шеф-тренер экспертного центра.

Если собирать каждое превышение на два-три километра в час относительно разрешенной скорости, то это может стать рычагом манипуляций для повышения цен. Субботин напомнил, что для определения тяжести нарушения есть Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте