Факир и «абсолютный современник». Воспоминания о Галине Волчек
Художественный руководитель театра «Современник», народная артистка СССР Галина Волчек умерла 26 декабря. Ей было 86 лет. За три дня ее госпитализировали с легочным заболеванием. «360» собрал воспоминания о Галине Борисовне Волчек.
Галина Волчек была художественным руководителем «Современника» на протяжении последних 30 лет, до этого она занимала пост главного режиссера. Она сменила на этом посту Олега Ефремова, ушедшего в МХТ имени Чехова. Волчек выбрала труппа, и когда Галина Борисовна принимала театр, он был на грани закрытия.
За годы существования под чутким руководством Волчек «Современник» преобразился, снова стал соответствовать своему названию. Она открывала таланты как режиссерские, так и актерские. Не боялась экспериментировать и брать работы еще никем не вознесенных драматургов, ставить совершенно новые вещи, которые не осмеливались брать другие театры и режиссеры.
«В театре у нее все само включается. Попробуй не включись»
Журналист и хороший знакомый Галины Волчек Александр Казакевич вспоминал об их первой встрече. Он приехал писать о новом спектакле литовского театрального режиссера Римаса Туминаса в «Современнике», даже не надеялся попасть к самому режиссеру. Но обе главные актрисы отказались говорить — тогда Галина Волчек, художественный руководитель театра, сама дала интервью, естественно, вместе с Туминасом. С тех пор у них завязалась дружба.
«Иногда перед спектаклем стою в зрительском фойе. Она проходит мимо: „Саша, зайди ко мне.“ Вхожу, а она: „Леня Филатов заглянул перед своей премьерой, поговори с ним, если хочешь!“ Сидит живой Филатов… Или живой Вайда. Или живой — там мог оказаться кто угодно. В этом плане она была для меня факиром», — вспоминает Казакевич.
Волчек и сама отвечала потом на вопросы Казакевича. Рассказывала, как в ее молодости к ним с мужем Евгением Евстигнеевым заехал тогда еще никому не известный чешский и американский кинорежиссер и сценарист Милош Форман. «Постелили ему на полу. Ночью я встаю в туалет и наступаю на Формана. Чуть не раздавила. А так бы не было ни „Оскара“, ни „Полета над гнездом кукушки“!» — цитирует Галину Борисовну журналист.
«Неистовая шестидесятница по духу, характеру, убеждениям»
Главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич не был с Галиной Волчек близок, но разглядеть масштаб ее фигуры можно было и не подходя слишком близко. Он знал ее не как друг, а как журналист, во многом с ней не соглашался и точно не был ее преданным поклонником. Но все равно он видел, каким Волчек была человеком — не заметить было нельзя.
«Она умела дружить. Была человеком, на которого можно положиться. Не боялась вступать в диалог с бизнесом и властью, а с начальниками самого большого ранга вела себя как учительница старших классов с безнадежными двоечниками. Строго. Знала, как надо себя поставить, чтобы слушали, покорно склонив голову или почтительно присев рядом с ее инвалидным креслом на корточки. Она была хозяйкой. Своей судьбы, театра, актеров», — пишет он в своей колонке, посвященной уходу Волчек из жизни.
«Она всегда была абсолютным современником»
Бывшая ученица Галины Волчек актриса Ольга Дроздова писала, что когда «Современник» нуждался в новом руководителе, труппа не просто проголосовала за Волчек — она умоляла Галину Борисовну взять театр на себя. Волчек была представителем старой школы — психологического театра, которым восхищаются в Европе и Америке. Она была талантливым режиссером, умевшим вдохнуть жизнь в постановку. В итоге у Волчек негласно сформировалась своя школа.
«Школа Галины Волчек — это погружение в личность актера и соединение ее с драматическим материалом. А это, конечно, очень редкое качество. По Вахтангову идеальный режиссер должен в себе сочетать три компонента и быть одновременно не только режиссером, но и педагогом, и актером. Галина Борисовна полностью соответствовала этому триединству», — вспоминает Дроздова.
«Толпа расступается, в проходе стремительно идет Волчек»
О Волчек вспоминают и те, кто никогда не был с ней знаком. Она могла поразить на всю жизнь, однажды встретившись на жизненном пути. Так случилось с журналистом Максимом Кононенко: однажды он гулял по Чистым прудам и наткнулся на съемки «Мастера и Маргариты». Все происходило прямо напротив «Современника», собиралась толпа, хотя время шло к семи — должен начаться спектакль в театре.
«Зрители идут в театр, но видят представление и перестают идти в театр, остаются смотреть на съемки. Актеры театра заняты в съемках. В какой-то момент вся эта толпа расступается, и в проходе стремительно идет Волчек в страшном совершенно гневе. И начинает не то чтобы орать, но говорить резко и отрывисто и так, что съемочная группа съеживается и сливается. И публика как-то раз — и рассасывается», — вспоминал он.
До 30 декабря «Современник» продолжит показывать спектакли, все они из ранних постановок Галины Волчек. Все эти представления труппа сыграет в честь ушедшего художественного руководителя. Предновогодний праздничный спектакль театр отменил.