Война не бал. Казнь предателя на реконструкции объяснили стремлением к миру

Во время военной реконструкции «Днепровский рубеж» в Алтайском крае зрителям показали казнь предателя и сожжение хутора. Некоторых возмутила излишняя жестокость воссоздания. Организаторы реконструкции и актеры, сыгравший предателя, рассказали «360», как и зачем подготовили сценку.

24 августа в окрестностях алтайского села Шипуново прошел военно-исторический фестиваль «Днепровский рубеж». Мероприятие посетили около девяти тысяч зрителей. Главным событием стала реконструкция одного из эпизодов битвы за Днепр, которая длилась с августа по декабрь 1943 года. В постановочном сражении участвовали 130 актеров с Алтая, а также из Бердска, Новосибирска, Красноярска, Тюмени, Омска и Томска. 30 из них сыграли немецких солдат.

Один из организаторов мероприятия, Даниил, рассказал «360», что фестиваль проводится уже во второй раз. Тематика реконструкции выбрана не случайно. Восемь жителей Шипуновского района получили звание Героя СССР за форсирование Днепра в 1943 году, четверо из них посмертно. Организация фестиваля — своеобразная дань уважения.

«А если посмотреть на карту мира, Днепр в основном протекает по территориям Восточной и Западной Украины, деля ее фактически на две части. Поэтому как бренд мы пока выбрали территорию Украины. Для того времени — СССР. Здесь нет никакой политической подоплеки», — добавил Даниил.

По сценарию, немецкие захватчики ворвались на небольшой украинский хутор, жители которого помогали партизанам. Часть хутора оккупанты успевают сжечь, однако затем им приходится вступить в бой с подошедшими советскими солдатами. Перед началом битвы зрителям показали казнь предателя — ему зачитали приговор, а после расстреляли. Некоторые пользователи Twitter не поняли столь достоверного воссоздания событий.

Казнь предателя

Для фестиваля организаторы подготовили несколько интерактивных площадок. Масштабное воссоздание боя начиналось около 17:00. Чтобы занять людей до этого времени, организаторы решили показать «процесс над предателем» перед сражением, чтобы «люди узнали для себя что-то новое».

«Работала военно-полевая коллегия. Был оглашен приговор, после его исполнения зачитали сводки с фронта. Никакой жестокости», — сказал Даниил.

К тому же на афишах, по его словам, стояла возрастная маркировка 16+. Зрителей предупредили о мероприятии, а вокруг площадки выстроили коробку из актеров-солдат так, чтобы момент казни могли видеть только взрослые.

«У нас должен был быть еще один бой „В августе 1946-го“ по ликвидации националистов на хуторе. Но у нас катастрофически не хватало времени и материального ресурса. Мы отказались от него и решили просто провести показательный суд. Ведь во время войны не только немцы совершали военные преступления. И мы выбрали самый мягкий вариант казни», — заключил он.

Сыгравший предателя член военно-исторического клуба Александр Неверов в разговоре с «360» отметил, что сцена смерти, показанная перед началом боя, ничем не отличалась от гибели немецких оккупантов во время финала реконструкции. Никакой жестокости в ней не было — это одно из событий военного времени.

Войны порождают жестокость

Руководитель Центра военно-исторической реконструкции «Гарнизон-А» Тимур Черепнин напомнил, что войну порождают жестокость, грязь, кровь и смерть, а не прихоти организаторов реконструкций. Что из исторических событий показывать, а что нет, решают организаторы. Но были реконструкции, посвященные освобождению узников концлагерей. Показанные в них исторические события крайне тяжелые и жестокие.

«Нужно ли об этом рассказывать? Нужно, это было во время войны, и это один из ужасных, жестоких моментов, которые рождает война. И задача реконструкторов показать их, чтобы это больше никогда не повторялось, что войн нельзя допускать, что все конфликты нужно стараться решить устно», — пояснил Черепнин.

Перед началом любых реконструкций зрителям всегда объявляют, что будут показаны стрельба, взрывы и сцены насилия, и просят поберечь детей. Так, например, во время «Душоновских маневров 2019» в подмосковном Щелкове «немец» из огнемета «сжег советского солдата».

Кроме того, во время сражений участники обычно воссоздают до 50% людских потерь. То есть каждый второй «падает замертво», рассказал Черепнин. Жестокие сцены — неотъемлемая часть военных событий, показ которых напоминает, к чему приводят войны. Это не мирная реконструкция императорского бала.

«А для детей это наглядный способ показать, что такое хорошо и что такое плохо. Что в одной и той же ситуации один человек остается героем, не предав Родину, семью, друзей, ведет бой до последнего момента. А есть и другие люди», — заключил Черепнин.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте