Toyota вернулась с запчастями и параллельным импортом. Другие бренды пока не спешат
Автоэксперт Попов заявил, что мировые автокорпорации не хотят терять российский рынок
Toyota первой среди зарубежных автокомпаний начала прямые поставки в Россию запчастей для своих автомобилей. Российской «дочке» японцы разрешили параллельный импорт комплектующих. Новость вызвала откровенную радость автовладельцев — ведь еще недавно из-за дефицита деталей иномарки угоняли ради того, чтобы разобрать.
Серый импорт
Японская корпорация Toyota первой среди зарубежных автокомпаний возобновила прямые поставки запчастей в страну. Также ее дочернее предприятие «Тойота Мотор» позволило дилерам параллельный импорт запчастей, в частности электроники.
Это стало возможно благодаря судебным разбирательствам, начатым еще летом прошлого года. Организация «Общественная потребительская инициатива» и Роспотребнадзор доказали, что прекращение поставок запчастей является нарушением прав потребителей.
Компания Toyota в марте 2022 года прекратила выпуск машин на территории России. Автомобили японской компании перестали ввозить в страну, появились проблемы с комплектующими. В сентябре был законсервирован автозавод в Санкт-Петербурге.
Угоны ради запчастей
Специалисты заявляют, что к началу лета 2022 года в России зарегистрировали 45,5 миллиона автомобилей. Из них более четырех миллионов — легковые машины Toyota, около половины из них — праворульные, сообщили «Известия».
Прекращение поставок комплектующих для «японок» привели к тому, что уже с весны дилеры не успевали делать ремонт по гарантии за 45 дней, положенных по закону. При этом резко увеличилось количество угонов — иномарки просто разбирали на запчасти.
Чиновники Минпромторга в конце концов разрешили параллельный импорт. Благодаря этому уже к октябрю удалось покрыть спрос на автозапчасти на 50–80%. При этом детали под заказ россияне ждут до трех месяцев. Цены на комплектующие выросли в среднем на 15%.
Toyota хочет вернуться
Независимый автоэксперт Дмитрий Попов в разговоре с «360» отметил, что эта новость больше социально-политическая, чем экономическая. Она означает, что Toyota более ответственно относится к содержанию бренда и к возможным имиджевым потерям.
«Toyota же могла проигнорировать наш закон о защите прав потребителей и не вступать в судебные тяжбы, просто уклониться. А они все-таки участвуют в этом: видят, что нарушают российское законодательство, и пытаются это компенсировать», — подчеркнул Попов.
По его словам, такое поведение показывает, что японская компания пытается сохранить призрачную перспективу вернуться на российский рынок. Причем вернуться не только поставками автомобилей и деталей, но и производством.
Бренды выжидают
Попов не исключил, что и другие автокомпании могут вернуться в Россию. Пока они с оглядкой друг на друга выжидали подходящего момента. Действия Toyota их наверняка подтолкнут, и скоро между ними начнется соревнование. Ведь кто первый, тот и побеждает.
Скорее всего, так будет и с другими зарубежными автопроизводителями. Они все греют себя надеждой, что, когда все закончится, ситуация изменится с точки зрения возможности работы на нашем рынке. Думаю, что другие бренды посмотрят сейчас и скажут, что пора возвращаться.
Дмитрий Попов
независимый автоэксперт
Разумеется, сразу вернуться решатся не все, отметил Попов. Среди первых, скорее всего, будут корейские автопроизводители, которые не захотят терять такой обширный и выгодный рынок, как Россия.
Toyota может сменить название
Вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр рассказал, что некоторые зарубежные производители открывают компании с новым юрлицом, которым управляет русский менеджмент. При этом сам бренд в названии стараются не упоминать.
Возможно, так же поступит и Toyota, предположил эксперт. Компания, по его словам, может открыть новую компанию. Запчасти будут поставляться посредством параллельного импорта, но с использованием ранее выданной разрешительной документации.
На самом деле, это хорошая новость. И неважно, кто здесь присутствует сам — Toyota вместе с настоящими японцами или просто эффективные управленцы с российскими паспортами. Главное, что дилеры будут отведены от судебных ударов, а поставка запчастей будет продолжаться.
Ян Хайцеэр
вице-президент Национального союза автомобилистов
Хайцеэр отметил, что разрешить параллельный импорт Toyota могла просто потому, что не могла его запретить. Однако в любом случае очень важно, чтобы был приток пусть дорогих, но все-таки привычных для россиян автомобилей, более надежных и понятных, нежели то, что сегодня предлагает Китай.
«Хотя сегодня, конечно, автомобили, приходящие по параллельному импорту, многим недоступны. Да, собственно говоря, и на китайские машины цена весьма и весьма велика», — сказал эксперт.
Хайцеэр добавил, что, несмотря на положительные новости, шансов на то, что в ближайшей перспективе Toyota и другие ведущие мировые автокомпании полноценно вернутся в Россию, нет.