Шаманизм как образ жизни. Кто в XXI веке общается с духами

Бурятские и якутские шаманы поспорили о методах. Шаман Александр Габышев отправился пешком в Москву изгонять темные силы, но его бурятские коллеги преградили путь, предупредив, что он спровоцирует войну. «360» выяснял, как так получилось, что среди шаманов нет единения.

Шаманизм — что это

Шаманизм появился в Сибири за много веков до нашей эры и является традиционной формой общения с духами. Сами шаманы подчеркивают, что их дар не относится к религии, это скорее образ жизни.

Только в России различают как минимум семь видов шаманизма, и у каждого есть свои особенности. Где-то их делят на черных и белых, в других местах создают целые организации, в третьих — шаманы, наоборот, противоборствуют друг с другом. Причем деление на черных и белых ошибочно связывают с понятиями «добрый» и «злой». На самом деле отличаются их функции. Белый шаман более слабый, он проводит обряды, связанные с праздниками. Ритуалы, освящение, исцеление доступны только черным шаманам. 

В тунгусской шаманской космологии есть 12 уровней, в зависимости от которых у шаманов разные способности и функции: защищать человека, семью, род или все население Земли. Верховным считают того, кто достиг 12-го неба. Он посвящен во все тайны Вселенной: может долетать до ее внешних границ и отвечает за все человечество.

«Классический шаманизм, который был в царские времена, умер при советской власти. По большей части шаманы были уничтожены. В Хакасии к концу XX века не осталось ни одного шамана вообще. Говорить о родовых шаманах [там] не приходится. <…> В 2012 году организация „Атлас“ пробовала сосчитать, сколько шаманов или тех, которые в той или иной степени веруют в шаманские представления. 1,5%, то есть примерно полтора миллиона человек, которые заявили, что они верят в духов, в природу», — рассказал «360» шаман Дмитрий Ильин.

Известные шаманы

По словам Ильина, традиционный шаманизм сохранился только в Бурятии и Якутии. И там их очень мало. По оценкам Ильина, если в Якутии есть 10 настоящих шаманов, то это будет уже хорошо. Среди самых известных он перечислил Кулана, Федота Иванова, Анну Софронееву.

Но самым известным шаманом в Якутии, а может быть и в России, считается Савей — он умер в 2013 году. Именно его причисляли к 12-му небу.

«Он (Савей — прим.ред.) был [шаманом] не по роду. Он стал шаманом в 1973 году, еще при советской власти. В те времена называться шаманом было опасно. Может быть, его выбрали духи», — рассказал Ильин.

Еще одно различие между бурятскими и якутскими шаманами в том, что первые могли быть только родовыми. Есть одно исключение — у будущего шамана, если он станет общаться с духами не по родству, должна быть лишняя косточка, то есть отметина.

Среди бурятских самый известный шаман — Валентин Хагдаев, у него как раз есть такая отметка — раздвоенный большой палец. Он прославился после того, как своим обрядом помог Диме Билану победить на Евровидении. По слухам, к услугам Хагдаева прибегают некоторые высокопоставленные чиновники.

«Валентин Хагдаев считается сильным бурятским шаманом. На самом деле, местные не считают его шаманом вообще, они его называют шоу-шаман. Это ему кличку такую дали. Он везде ездит с семинарами. Зарабатывает деньги, долгое время ритуалов не проводил. Только три года назад начал проводить ритуалы», — отметил Ильин.

А вот тувинская школа испытала большое влияние американских шаманов. После распада СССР здесь начали возрождать шаманизм, и особенно на местных повлиял Майкл Харнер. Сейчас в Туве есть шаманские организации, клиники и даже целые школы. Появилось понятие верховного шамана — Кара-оол Допчун-оол. Все это несколько противоречит традиционным представлениям, когда ведуны были одиночками.

«Я лично знаю людей, которые абсолютно не шаманы, но им хочется шарлатанить. Шаманов очень мало. Сколько ко мне просятся в ученики… Я знаю, что кто-то умеют обучать. Я не могу. Я могу научить, что, если такая примета по шаманизму, то это к тому-то. А как я могу обучить видеть умерших людей? <…> Каждый может стать астрологом, нумерологом, если он серьезно решил выучить все. Могут научить делать обряд, читать молитвы, а результат?» — сказала в беседе с «360» шаман Елена Батыр.

Шаманы в современном мире

Но колдунам действительно пришлось адаптироваться под новые реалии. Раньше они жили тем, что за обряд получали еду или даже целую скотину. Теперь многие из них имеют работу.

«Я вообще училась в музыкальной школе по классу фортепиано, обучалась на инженера-механика, но я не окончила, вышла замуж. Получила образование бухгалтер-аудитор. Я умею вязать, я самоучка. И меня даже приняли в один дом моды ювелиром по ручной работе. Дом моды назывался „Пират“ в Сочи, туда несколько месяцев не могли взять дизайнера. Я подумала, что как шаман должна прорваться. Я помолилась, прошла обряд, и они меня взяли», — рассказала Елена Батыр, добавив, что проработала недолго — слишком много людей ждали ее магической помощи.

Но есть и те, кто по-прежнему зарабатывает шаманством. В клиниках висят цены на различные услуги. Кроме того, шаманы ездят по стране и дают концерты или семинары.

Многие ведуны переезжают в большие города, в том числе в Москву и Санкт-Петербург, как два собеседника «360». Они рассказывают, что даже в условиях города, если духи дают приказ, нужно исполнять.

«Нет свободного времени, хоть бы поспать, чтобы пришли силы. Я слышу голос, он мне говорит: „Давай делай подношение“. И все, я тогда бегу к воде или на дерево вешаю веревочку. Если большой обряд, езжу за пределы Москвы», — рассказала Елена Батыр.

Ильин рассказал, что не так давно в Петербурге группу шаманов даже задержали. Они приносили на берегу Финского залива в жертву курицу, и их заметили отдыхающие, которые вызвали стражей порядка.

А что с жертвоприношениями?

Вообще вопрос с жертвоприношениями остается очень болезненным. В феврале на YouTube было опубликовано видео, как шаманы сначала ведут пять верблюдов на убой, а потом в кадре появляется большой костер. Так они хотели сделать Россию «сильной, красивой, мощной и суверенной». Многие тогда говорили о жестокости, но сами участники напоминают — без жертвоприношения не может быть шаманства. А конкретно эти бурятские шаманы сначала убили верблюдов, а потом сожгли их, так что животные не страдали.

«Мне верблюдов жалко. Можно было другими способами сделать. Но дошло их подношение, я сама была удивлена. А что, баранов не режут, а свинину? А тушенка, а стейки? Там тоже умерщвление», — заметила Елена Батыр.

И это далеко не первый случай, когда шаманы попадают в зону внимания самой широкой общественности. С ними даже собирался бороться депутат Виталий Милонов.

«Есть такой шаман ненецкий Николай Талалаев, шаман Коля. Он часто ездит и в России, и по Украине. Он года три назад приезжал в Питер, и его привели в Заксобрание, чтобы он там провел обряд очищения. Провел очищающий обряд, нашел мертвых душ. Милонов потом возмущался и просил пригласить священника, чтобы изгнать шаманский дух из стен Заксобрания», — вспомнил Ильин.

Шаман-воин и будущее России

Сам Ильин не является родовым колдуном — он родился в Петербурге, а духи с ним начали общаться, когда он был в Якутии. Говоря об Александре Габышеве, он напомнил, что тот тоже не так давно стал шаманом.

«Сам по себе этот Александр, как он себя называет, шаман-воин. Он совсем недавно стал им, и его многие считают самозванцем. По его словам, он сидел три года в тайге и стал шаманом. И духи ему повелели поменять власть в России», — рассказал Ильин.

По ее внутреннему убеждению, из-за похода Габышева конфронтация между шаманами и народом будет только нарастать и ничем хорошим не закончится.

«Правильно сказали бурятские шаманы, что из-за него всех ведунов будут воспринимать очень нехорошо. До этой поры, пока он не начал, среднее было влияние, средние отношения. А сейчас пошло обострение. Но это все пройдет, и нас начнут воспринимать адекватно, но это будет со временем. Народ поймет, что не все такие, как он», — заключила Елена Батыр.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте