Пермского профессора проверят за продолжение лекции во время стрельбы. Но его хладнокровие спасло студентов

Преподаватель ПГНИУ Олег Сыромятников на фоне здания университета
Фото: Преподаватель ПГНИУ Олег Сыромятников на фоне здания университета/Facebook*

Один из пермских преподавателей отказался прерывать лекцию во время нападения на университет. Педагог лишь запер металлическую дверь и продолжил излагать материал студентам. Так он спас молодых людей от паники и необдуманных поступков: многие готовы были прыгать из окон. Психологи считают, что уже пора вводить протокол действий на случай нападения стрелков на учебные заведения.

Во время стрельбы в ПГНИУ преподаватель вуза Олег Сыромятников не стал прерывать лекцию по истории русской литературы. О нападении в восьмом корпусе, где преподавал профессор, в начале занятий сообщила мать одной из студенток. Сыромятников запер дверь и созвонился с деканом.

Профессор продолжил занятие под звуки выстрелов, хотя многие студенты спрятались под парты и пытались вести конспекты в таком положении. Сыромятников пояснил ребятам, что дверь металлическая, заперта изнутри и ее невозможно пробить выстрелом.

Все продолжалось до тех пор, пока в дверь не постучались и не сказали, что нужно выходить. Декан университета заявил, что педагог все сделал правильно. Сам Сыромятников отметил, что не хотел, чтобы в аудитории началась паника и студенты начали выпрыгивать из окон. Профессор также преподает в Пермской духовной семинарии, уточнила НСН.

Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) объявил, что проведет проверку из-за продолжения лекции.

Нужно сохранять хладнокровие

Подполковник ФСБ в отставке, участник боевых действий в Чечне и спецоперации по освобождению заложников в Буденновске Алексей Филатов рассказал «360», что самое главное в подобных ситуациях для преподавателя — ни в коем случае не поддаваться панике и не допустить ее среди учеников.

«В таких случаях часто приходится действовать по ситуации. Но если человек сохраняет хладнокровие, то в нужный момент он быстро принимает правильное решение. Думаю, что в данной ситуации преподаватель был абсолютно прав, закрыв дверь и обеспечив безопасность студентов, не дав никому покалечиться, прыгая из окон», — сказал Алексей Филатов.

Он также отметил, что в критической ситуации нужно принять меры для эвакуации студентов — отойти как можно дальше от нападающих. Кроме того, взрослый человек может быстрее сориентироваться и принять решение. Но если уйти невозможно, нужно постараться найти надежное укрытие.

«Ни в коем случае нельзя попадаться на глаза нападавшему, не пытаться с ним разговаривать, взывать к совести, просить, плакать — все это может только усугубить ситуацию и превратить человека в потенциальную жертву», — напомнил Алексей Филатов.

Школам и вузам нужны новые правила

Психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров в разговоре с «360» отметил, что продолжение занятий было хорошим отвлечением студентов от стрессовой ситуации. В страхе человек боится за свою жизнь, а инстинкт самосохранения — очень мощная вещь. Случается, что в таком состоянии люди совершают не очень адекватные поступки.

«Из-за страха стрельбы человек, например, может открыть железную дверь и выбежать, думая, что ему нужно на улицу. Или, действительно, открыть окно и выпрыгнуть, думая, что это единственное спасение. Иногда нужно сохранять спокойствие и не давать волю панике», — сказал Павел Жавнеров.

Если педагог запер железную дверь и продолжил занятия, он всем своим видом показал, что ситуация и пространство вокруг безопасны, пояснил психолог. Дети всегда считывают не слова, а эмоциональное состояние родителей. Тут аналогично: если учитель спокоен, занимается своим делом, то и студенты успокаиваются.

«Это настолько неординарные ситуации, что тут нет какого-то алгоритма действий. Если банк грабят, то сотрудник знает, что должен лечь на пол, слушаться грабителей и не пытаться им противостоять. А в случае нападения человека с оружием у педагогов нет протокола действий», — отметил Павел Жавнеров.

Он добавил, что люди должны знать, что делать в подобной чрезвычайной ситуации: как следует вести себя учителю, как — ученику. Они должны быть подготовлены, потому что от первого выстрела проходит время, за которое можно успеть обезопасить свою жизнь и жизни своих подопечных.

    Пока ничего не найдено

    Задизайнено в Студии Артемия Лебедева Информация о проекте