Перевод внешней торговли в «цифру» обсудили на форуме «Налоговая экосистема: люди и технологии»
Глава ФНС назвал цифровизацию ВЭД целями форума «Налоговая экосистема: люди и технологии»
Посвященный переходу на электронный документооборот и внедрение цифровых услуг в ходе международной торговли международный форум «Налоговая экосистема: люди и технологии» прошел в Москве. Организатором мероприятия выступила Федеральная налоговая служба России.
Электронные документы
Руководитель ведомства Даниил Егоров во время открытия мероприятия заявил, что цель подобных встреч — наладить контакт между государственными структурами и бизнесом разных стран для внедрения в работу современных технологий.
Во время панельной дискуссии о цифровизации внешнеэкономической деятельности Егоров отметил, что электронный документооборот пришел к точке, когда нужно определить его дальнейший путь: копировать документы или ограничиться обменом данными.
Глава ФНС России подчеркнул, что здесь важно учитывать интересы бизнес-сообщества, потому что для малых предприятий расходы на электронные документы достаточно высоки.
Во многих странах локомотивом внедрения являются именно налоговые службы. Если слушать, слышать и внедрять то, что предлагает бизнес, то мы получим очень серьезное снижение издержек для страны в целом.
Даниил Егоров
глава ФНС
В качестве положительного примера глава ФНС привел решение Минтранса по документам на перевозку грузов. Теперь водителям не нужно предъявлять инспекторам пачку бумаги, а достаточно показать QR-код.
О консолидации и цифровизации бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти рассказал заместитель министра финансов России Алексей Сазанов. Он напомнил, что проект запустили еще в 2018 году. Это позволило сократить количество занятых с 11 тысяч до пяти тысяч человек. А внедрение современных технологий сократило ошибки и повысило прозрачность.
Сазанов отметил, что благодаря единой системе закупок теперь все документы по сделкам заключают в электронном виде. Это повысило скорость оплаты выполненных работ до с 30 до пяти дней.
Представитель Минфина подчеркнул, что электронный документооборот бизнесу никто не навязывает. Предприниматели вполне могут пользоваться бумажными документами. Но крупным компаниям удобно работать с налоговой в электронной форме.
ВЭД по электронке
Этап перевода всех бумажных документов в электронный вид уже завершился в Федеральной таможенной службе России, рассказал временно исполняющий обязанности руководителя ведомства Руслан Давыдов.
Он отметил, что уже сейчас обмен сообщениями между отделами и другими контролирующими органами проходит только в электронном виде. Также в режим онлайн перевели взаимодействие с бизнесом, который занимается внешнеэкономической деятельностью (ВЭД).
Мы активно развиваем цифровую обработку больших данных в отношении перемещаемых во внешней торговле товаров, а также участников этой деятельности. В перспективе это позволит нам вести речь о переходе к потранзационному учету движения товаров.
Руслан Давыдов
врио главы ФТС
Говоря о планах врио главы в Федеральной таможенной службы рассказал о разработке системы отслеживания товаров, которую сейчас ведомство ведет вместе с Минфином и ФТС. После внедрения все документы на пошлины и налоги станут заполнять автоматически, что сократит сроки административных процедур. Для развития системы российские ведомства заключают соглашения об обмене данными с другими странами.
ИИ привлекли к внешней торговле
Пилотный проект ФНС России по применению электронного документооборота при торговых операциях с другими странами предусматривает использование искусственного интеллекта. Такой пилотный проект уже запустили, рассказал председатель Комитета государственных доходов Республики Армения Рустам Бадасян.
Он пояснил, что в перспективе появится единая электронная платформа в рамках Евразийского экономического союза, которую бизнес может использовать для создания документов. В дальнейшем система распространят и на таможню, упростив правила декларирования и облегчив контроль.
Реакция бизнеса
Важность участия предпринимателей в форумах с участием налоговых, таможенных и финансовых служб отметила основатель и генеральный директор компании Wildberries Татьяна Бакальчук.
«Бизнес готов и хочет цифровизоваться. Он понимает, что платить налоги — правильно, хорошо и нужно. При этом государство тоже стало его партнером, который интересуется, чем может предпринимателям помочь», — заявила она.
Бизнесмен подчеркнула, что сейчас важно взаимное признание странами электронных цифровых подписей, а также обмен данными по стандартным протоколам взаимодействия.
Генеральный директор Wildberries посоветовала руководителям ведомств ввести единый блок понятий для сопровождающих товары документов, чтобы упростить работу предпринимателей, принимающих участие в международной торговле.