«Обещать — не значит заплатить». Банки уличили в заманивании клиентов при помощи кешбэка
Юрист Хаминский: банки зачастую не соблюдают условия по кешбэку
Российские банки ведут настоящую борьбу за привлечение новых клиентов. Причем это касается любых сегментов — от масс-маркета до премиума. В ход идут любые приманки. Одно из самых популярных предложений последнего времени — кешбэк с покупок, оплаченных банковской картой. Насколько можно довериться банкам в этом вопросе, рассказал «360» юрист, член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский.
Напоминает финансовую пирамиду
«Действительно, кешбэк является довольно распространенным инструментом в финансовом и торговом маркетинге. Казалось бы, чего же проще: потрать сегодня определенную сумму, и через некоторое время ее часть вернется тебе на счет или зачтется при совершении следующих покупок», — отметил Хаминский.
Эксперт связал «щедрость» торговых организаций с тем, что потребитель вернется в магазин для новых покупок. На первый взгляд, для банков кешбэк не имеет такой прямой выгоды.
«Большинство из нас смотрят на доходность предлагаемых банками продуктов именно с точки зрения получаемых процентов на вклады. Но чтобы получить 12-15% со своего депозита, нужно расстаться с деньгами в среднем на один год. И вдруг тебе предлагают аттракцион невиданной щедрости: кладешь деньги на карту, совершаешь покупки и получаешь те же 12-15%, только не через год, а через месяц», — указал юрист.
По его словам, такая схема по доходности напоминает финансовую пирамиду. По факту никто не получает такие проценты только за осуществление расходных операций.
Выгода для банка
Собеседник «360» перечислил несколько факторов, которые лишают кешбэк «радужности». Во-первых, размер возвращаемой части кешбэка во всех банках составляет от трех до 10 тысяч рублей. По этой причине проценты никогда не превысят расчетную сумму, зато могут заманить клиентов.
Второй причиной Хаминский назвал выборочную программу расходов — кешбэк начисляется только за траты из определенных категорий: предприятия общепита, магазины, бензоколонки, такси и каршеринг, путешествия и другие.
«Клиент сам выбирает их сочетания. Но присмотревшись к условиям кешбэка, можно заметить, что к самым популярным категориям применяются самые низкие проценты. При этом самые высокие будут относиться к платежам в пользу компаний-партнеров самого банка, которые с лихвой компенсируют банку расходы из своих прибылей», — добавил эксперт
Третьей причиной он назвал свободные средства, которые клиент переводит на карточное средство, но не тратит. Эти деньги банк использует для кредитования и получает с них проценты.
Обещать — не значит заплатить
Для банка работа с кешбэком оказывается более выгодной, чем для клиентов. Несмотря на это, некоторые кредитные организации «забывают» перевести небольшие суммы обратно на счет в рамках программы.
«По различным поводам могут меняться ставки по тем или иным категориям расходов, деньги могут оказывать на счетах невыясненных сумм. Также возможны ошибки при конвертации баллов в рубли и многое другое. И хотя в приложении часто можно увидеть величину кешбэка по каждой отдельной операции, всегда следует помнить, что это всего лишь баллы, а не рубли», — рассказал Хаминский.
По его словам, состоятельные клиенты, совершающие десятки, а то и сотни операций в месяц и тратящие при этом солидные суммы, вряд ли будут пристально следить за возвратом трех-пяти тысяч рублей обратно на счет.
«А банкам только этого и надо. Ведь если переиначить известную поговорку, получится, что обещать — не значит заплатить», — заключил юрист.
Ранее эксперты рассказали об особенностях банковских карт с кешбэком. По их мнению, такие предложения выглядят красиво, но по факту размер вернувшихся средств оказывается меньше.