Неуловимый рой: как звено Су-57 показало новый уровень авиабоя
Военный журналист Борзенко: Су-57 отличает умение работать в едином комплексе
ВС РФ в ходе спецоперации применили звено из четырех самолетов Су-57 для уничтожения объектов противовоздушной обороны Украины. Заместитель главного редактора еженедельника «Литературная Россия», военный журналист Алексей Борзенко в беседе с «360» рассказал об особенностях этих истребителей и используемой ими техники авиационного боя на новом уровне.
Далее — прямая речь.
Истребитель Су-57 максимально напичкан электроникой, там есть все: и искусственный интеллект, и система обработки данных. Самолеты были объединены в информационную сеть за счет системы связи. Таким образом, если один Су-57 что-то увидел, эта информация появилась у остальных. Это новое слово в ведении боевых действий, когда самолеты работают в едином комплексе.
Мало того, если есть какие-то цели или одна какая-то цель и они идут после боя, самолеты сами выбирают решение, кто заходит на нее, кому удобнее, кому легче. Потому что у кого-то может уже не остаться ракет, у кого-то она одна и так далее.
Все больше применяются слаженные системы. В дальнейшем не исключено, что самолеты будут управлять и системами РСЗО, то есть они напрямую будут вводить точки удара. Сейчас для этого запускают квадрокоптер, который наводит стрельбу. Оператор руководит, куда гаубица может нанести первый удар, предоставляет нужные координаты.
О слаженности самолетов Су-57 впервые заговорили еще полтора года назад. Это машины нового поколения. Во время вооруженных действий всегда идет мощная обкатка любого оружия. И сейчас итоговый результат не в пользу натовского вооружения.
Запад отдает Украине старье
Можно ли сказать, что у ВСУ есть аналог Су-57? Да, они тоже работают. Где-то кто-то кого-то обгоняет, где-то кто-то отстает, но в киберзвуке мы их обогнали, в компьютерных системах единой сети тоже. Да, конечно, западники пытаются создать нечто похожее. Создали или нет, пока неизвестно.
Сейчас Запад отдает на Украину старье. Вот если в качестве примера взять Югославию. Огромное количество крылатых ракет «Томагавк» было использовано, но в каком они были состоянии? США было проще сбросить, чем утилизовать. Это дешевле, чем пытаться разбирать на запчасти. После этого они обновили парк своих «Томагавков», хотя они уже устарели.
У Су-57 есть и внутрифюзеляжное вооружение. Это, как правило пушки, потому что в самолете основное оружие навешивается на крылья, в основном ракеты. Но в этих новых истребителях применяются уже другие технологии, используется оружие, которое не влияет на параметры полета самолета, потому что когда у него завешаны все крылья ракетами, у него уже немного другая аэродинамика.
Плюс в этих самолетах есть радиопоглощающее покрытие. Оно способствует тому, чтобы их не отследили радары, чтобы самолет не «светился». Для этого применяются не металлы, а пластик и углепластик, то есть такие материалы, которые не реагируют на луч локатора. Они такие же прочные, как алюминий и титан, но не светятся на экранах радаров. То есть самолеты могут попасть на них, но уже в последний момент, когда истребитель находится в двух-пяти километрах. Для сравнения — обычный самолет обнаруживают на расстоянии 30-40 километров. И вот тут уже играет роль скорость принятия решений ПВО.
Главное, что все идет в компьютеризацию, создание единых сетей управления боем. У летчика нет времени щелкать тумблерами, кнопками, ему приходит на экран изображение, и сам самолет подсказывает, кому из этих летчиков пойти на цель. Какое положение до нее выгоднее, у кого сколько осталось оружия, ракеты, а там ведь секунды решают все. Вот здесь уже компьютерная система помогает сильно и увеличивает потенциальные возможности авиационного боя в несколько раз. Вот в чем смысл — в скорости принятия решений.