Отсутствие контроля убило совесть. Тараканы и крысы правят бал в «Дикси»
Юрист Свиридова заявила, что магазины проверяют только по жалобам покупателей
Сразу в двух магазинах «Дикси» в Москве и Санкт-Петербурге инспекторы Роспотребнадзора обнаружили крыс и тараканов, которые резвились в грязи продуктовых складов. У торговой сети это далеко не первый случай: грызунов и насекомых замечали и раньше в других торговых точках. Причина проста — отсутствие регулярных проверок. Без контроля администраторы забыли о чистоте.
Магазины «Дикси» опечатали
Октябрьский суд Санкт-Петербурга на 60 суток закрыл магазин «Дикси». Проверка торговой площадки на Большой Подьяческой улице выявила на складе грязь, а также продукты жизнедеятельности грызунов и насекомых — дезинфекцию и уборку не проводили очень давно, сообщил Piter.tv.
Овощи в сетках хранили прямо на полу, без специальных поддонов. Нарушения были и в документации. Хотя представитель «Дикси» заявил, что все недочеты исправили, и приложил фотодоказательства, суд не стал менять своего решения.
Московский «Дикси» на улице Молодцова также закрыли из-за нарушений санитарно-эпидемиологических норм: сотрудника магазина укусила крыса. Роспотребнадзор обнаружил в помещении мусор, грызунов и испорченные ими продукты, написало агентство «Москва».
Царство крыс и тараканов
Нынешние скандалы в Москве и Санкт-Перетбурге — не первые промахи «Дикси». Торговая сеть уже привлекала к себе внимание покупателей. Накануне нового, 2023 года в Котельниках тараканы разгуливали даже у касс магазина.
Летом 2022 года в Бутове люди заметили тараканов, ползающих по продуктам, в магазине «Дикси» на улице Скобелевской. Хотя некоторые и предположили, что это жуки, покупатели отказались брать товары с такой «нагрузкой».
Два года назад опечатали магазин «Дикси», расположенный в Ясном проезде Южного Медведкова. Причина та же: нарушения ряда санитарных требований. Проверка нашла крыс, мертвых и вполне живых, писало агентство «Москва».
Проверки магазинов заморожены
Юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова рассказала «360», что существуют графики проверок, которым следуют органы Роспотребнадзора. С инспекцией специалисты в среднем проходят примерно раз в год, но уже третий год действуют ограничения.
Остались только внеплановые проверки, которые идут по жалобам потребителей. Однако покупатель на складе не бывает, поэтому сообщить о нарушениях может разве что сотрудник магазина или человек, который по каким-то причинам туда попал. Такие жалобы, разумеется, бывают нечасто.
Мария Свиридова
юрист Общества защиты прав потребителей
Свиридова напомнила, что в самом начале пандемии проводили серьезные проверки чистоты в магазинах. Мера стимулировала сотрудников торговой площадки соблюдать санитарные правила.
«У нас режим повышенной готовности из-за коронавируса до сих пор не снят, и это касается многих сфер деятельности. При этом смягчены требования в части дезинфекции торговых залов, и с весны проверки практически не проводятся», — сказала юрист.
Из-за этого, добавила Свиридова, некоторые директоры продовольственных магазинов стали допускать значительные нарушения санитарных правил. И речь идет не только о площадках «Дикси» — аналогичные проблемы встречаются и у других торговых сетей.
«Нельзя людей без контроля оставлять. Можно только посоветовать центральным аппаратам разных сетей более серьезно относиться к внутреннему контролю в своих магазинах», — подчеркнула юрист.
По ее словам, найденные нарушения станут поводом для проверки других торговых точек сети. Если внутренний контроль со стороны организации усилят, то повторения таких ситуаций быть не должно.
Нарушениями займется Роспотребнадзор
Посетитель, который заметил нарушение, имеет право сделать об этом запись в книге жалоб и предложений магазина. Можно зафиксировать факт на фото или видеозаписи, хотя это необязательно. Но куда действенней обратиться в региональное отделение Роспотребнадзора.
«Также можно дополнительно сообщить о нарушении на горячую линию сети магазина, если она есть. В течение 30 дней должна быть реакция как магазина, так и органов Роспотребнадзора, которые должны дать письменный ответ», — пояснила Свиридова.
Она добавила, что потребителю должны сообщить о результатах проверки и принятых мерах. Только на горячую линию надеяться не стоит: далеко не во всех сетях эта служба работает хорошо.
Редакция «360» на момент публикации материала не смогла связаться с представителями торговой сети магазина «Дикси».